О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесный скорострел

…авиационных вооружений - ни слова. В лучшем случае - мало кому понятные аббревиатуры: ШВАК, ШКАС, УБ и тому подобное. А ведь боевой самолет без оружия превращается в бесполезное, с военной точки зрения, транспортное средство, зачастую - для одного человека.

Мы хотели бы восполнить этот пробел и рассказать об уникальнейшем достижении советских конструкторов авиационного стрелкового оружия - ШКАС, который стал первым в мире пулеметом, созданным специально для применения в авиации (до него самолеты снабжались оружием, переделанным из пехотных модификаций).

Автор пулемета - Б. Г. Шпитальный родился в Ростове-на-Дону в семье механика. В 1908 году переехал в Москву, где закончил сначала техническое училище, а потом и Механический институт им. М. В. Ломоносова. Еще в 1920 году, работая механиком на заводе, он решил создать скорострельный пулемет, однако сказалось отсутствие опыта и недостаток знаний. К поглотившей его идее Шпитальный вернулся после окончания института и вскоре представил проект, обративший на себя внимание смелостью и оригинальностью конструкторских решений. Для помощи в доводке образца и подготовке его к изготовлению к Шпитальному прикомандировали опытного конструктора-оружейника Иринарха Андреевича Комарницкого.

Первый образец ШКАСа был изготовлен в 1930 году, в начале 1932 года завершили окончательную отладку конструкции, и 13 февраля 1932 года Артиллерийское управление дало заказ на изготовление 7 пулеметов. В начале июня того же года новый пулемет был представлен К. Е. Ворошилову. По воспоминаниям очевидцев, представитель Ружтреста И. А. Глотов предложил провести внеплановые испытания, Ворошилов дал согласие. Результат превзошел все ожидания. Конструкторам было приказано заканчивать разработку супероружия в кратчайшие сроки.

Что же такого особенного было в "конструкции Шпитального", созданной под винтовочный патрон калибра 7,62 мм? ШКАС обладал потрясающей скорострельностью - если лучший зарубежный образец, французский "Дарн", давал 1200 выстрелов в минуту, немецкий MG-17 - 1100, то ШКАС "выдавал на-гора" 1800! И это в то время, когда скорости летающих машин постоянно росли, перешагнув рубеж 400 км/час и вплотную приблизившись к 500 км/час. В таких условиях самолет противника находился в зоне эффективного поражения какие-то доли секунды, и скорострельность играла решающую роль в надежности уничтожения цели.

Так как же Шпитальному все-таки удалось добиться такой потрясающей скорострельности? Ответ прост - он полностью перепроектировал систему питания: патрон подавался к патроннику специальным зубчатым барабаном на 10 гнезд, жестко установленным внутри неподвижного кожуха. А вот на оси зубчатки и кожуха сделали винтообразный паз. И когда рычаг подачи поворачивал зубчатку, патрон закраиной гильзы скользил по винтовому пазу и перемещался назад. Так и получалось, что за полный цикл (10 выстрелов) очередной патрон уже оказывался в зубчатом барабане, а вот затвору не надо было отходить далеко назад, чтобы захватить его выступом на передней части.

Неплохо конструктор поработал и над отражением стреляной гильзы - она выбрасывалась в два приема. Если в автомате Калашникова она выбрасывалась затвором при движении назад при упоре в жесткий отражатель, то в данном случае отражатель был подвижным - сначала затворная рама поворачивала "утилизатор" в поперечной плоскости, и он выталкивал гильзу в боковое гнездо ствольной коробки, а при движении затвора вперед выступ штока выталкивал ее в окно гильзоулавливателя. В результате - короткий ход подвижных частей и потрясающая скорострельность.

Неудивительно, что ШКАС сразу же привлек к себе внимание как правительства СССР, так и авиационных конструкторов - эти пулеметы устанавливались практически на всех самолетах конца 30-х - начала 40-х: И-16, И-153, Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, МиГ-3 Ил-2, Тб-3, Тб-7, СБ, Су-2, Ту-2, Ил-4, Ер-2, У-2, Р-5, Р- Z, Бе-2, Ли-2. Правда, впечатляющий список?

На бомбардировщиках СБ притом устанавливали носовую спаренную установку, и ее скорострельность достигала 3400 - 3600 выстрелов в минуту (2Х1800)! Более того, была разработана спаренная установка, связанная межу пулеметами системой реек и шестерен, позволяющая достичь скорострельности, удивительной и в наше время: 6000 - 6400 выстрелов в минуту.

Увы, время ШКАСА прошло: самолеты постепенно становились цельнометаллическими, возрастало бронирование, и ветеран со своим винтовочным калибром поделать ничего не мог - настала эра крупнокалиберных пулеметов. И тем не менее, ШКАС - эпоха в авиационном вооружении, которую забывать нельзя. Именно на его основе С. В. Владимиров создал сначала 12,7-мм пулемет, а затем и знаменитую ШВАК.

Обласканный властями Б. Г. Шпитальный так и не повторил успех, А. А. Волков, С. А. Ярцев, М. Е. Березин, А. Э. Нудельман оказались более удачливыми. Но, тем не менее, Б. Г. Шпитальный внес свой, и не малый, вклад в авиацию, и его знаменитый ШКАС еще надолго останется нашей историей.

И напоследок одна цитата: "Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию Третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался на первый взгляд необычного вида образец оружия, накрытый стеклянным колпаком... тульский авиапулемет ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации".

Что здесь правда, что нет - судить вам, но ШКАС действительно был вехой в истории нашей авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка