О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МиГ-29К: впереди большая работа

В соответствии с комплектом контрактных документов по ТАВКР "Адмирал Горшков" основу его корабельной авиационной группы составят палубные истребители МиГ-29К. РСК "МиГ" поставит Индии 16 машин (12 одноместных и 4 двухместных) данного типа до конца 2008 г. Предусмотрен опцион еще на 30 самолетов на период до 2015 г.

У главного конструктора и директора программы МиГ-29К Николая Бунтина не так много времени на создание и сертификацию самолета, удовлетворяющего требованиям индийских ВМС. Изначально МиГ-29К разрабатывался для ВМФ нашей страны, прошел полный цикл испытаний, но не был принят на вооружение. Предпочтение отдали Су-27К (Су-33) - такие самолеты серийно строились в начале 1990-х гг. Ими вооружен полк, летчики которого выполняют полеты с единственного авианосца ВМФ России "Адмирал Кузнецов". Однако большие размеры Су-27К не "вписались" в тесные ангары "Горшкова", и индийская сторона остановилась на компактном МиГе.

Индия - привередливый заказчик, который наверняка подготовил длинный список требований к самолету. По облику индийского МиГ-29К пока больше вопросов, чем ответов. Конечно, он будет отличаться от первого прототипа самолета (борт 311), впервые взлетевшего 23 июня 1988 г. Палубная машина создавалась на базе одноместного фронтового многоцелевого истребителя МиГ-29М, проект которого впоследствии был закрыт. На машинах модификации "М" и "К" устанавливалась БРЛС Н-010 "Жук" и кабина летчика с монохромными индикаторами на ЭЛТ - продать Индии самолет в таком исполнении не представляется возможным.

Планер прототипов МиГ-29М и МиГ-29К собирался с широким использованием сварки (вместо традиционной клепки на серийных МиГ-29), для чего внедрили алюминиево-литиевый сплав "14-20". "Микояновцы" считают, что на нем они "сильно погорели". В эксплуатации, после полетов с большими перегрузками, возникали трещины, которые приходилось "заваривать". Технология изготовления планера в настоящее время пересматривается.

После прихода на фирму генерального директора - генерального конструктора Николая Никитина, ныне освобожденного от этой должности (подробнее см. "ВПК" №10 за 12-18 ноября 2003 г.), корабельную машину решили максимально унифицировать с новым семейством многоцелевых истребителей МиГ-29М1/М2 (МиГ-29MRCA). Политика фирмы в этом отношении пока не поменялась. Специалисты РСК "МиГ" говорят, что унификация по планеру между самолетами палубного и аэродромного базирования "значительная, но не 100%". В новом облике МиГ-29К еще не существует (два летных прототипа, борт 311 и борт 312, собрали более десяти лет назад). Поэтому говорить можно только о его предполагаемых отличиях от МиГ-29MRCA, первый полет которого состоялся в сентябре 2001 г. Потребуются усиленное шасси (посадка на палубу производится с большей вертикальной скоростью, чем на аэродром), складывающиеся консоли крыла (для уменьшения места при хранении в ангаре), дополнительная защита от коррозии и т.д.

Пока не ясно, произойдет ли полный отказ от сплавов Al-Li. С одной стороны, имеется горький опыт применения "14-20", с другой - появление улучшенных сплавов. Специалисты РСК "МиГ" стремятся свести к минимуму количество изменений, вносимых в базовую конструкцию с тем, чтобы по максимуму использовать результаты испытаний самолетов-прототипов.

На MRCA используются двигатели "Климов" РД-33М с тягой по 8800 кгс. На корабельном самолете предполагается установить такие же, но с дополнительным режимом чрезвычайной тяги (9300 кгс) и улучшенной бездымной камерой сгорания. Если в будущем Индия решит закупить дополнительное количество МиГов, в частности, для оснащения легких авианосцев Air Defense Ships, то, возможно, на них найдут применение новые двигатели "Климова" с тягой 10-11 тонн, оснащенные системой управления вектором тяги (УВТ). В настоящее время ведутся испытания опытного МиГ-29ОВТ с отклоняемыми соплами. Однако использование новых, не прошедших достаточную проверку в летных испытаниях решений на корабельном самолете может привести к повышению технических рисков и вызвать дополнительные сложности в эксплуатации при полетах с палубы корабля.

Политика РСК "МиГ" по максимальной унификации MRCA и "корабелки" распространяется на БРЭО с оговоркой, что у палубного самолета будут другие системы связи, захода на посадку и т.п. В разное время над комплексом авионики МиГ-29К успели поработать "Электроавтоматика", "Русская Авионика" и Раменское ПКБ. Никитин проводил линию на использование разработок РПКБ, но сейчас у фирмы новый руководитель. Не исключается возможность очередной "рокировки" фирм-интеграторов комплексов БРЭО. Возможен вариант прямого взаимодействия РСК "МиГ" с французскими компаниями при построении борта индийского самолета.

Индии предлагался только МиГ-29К с БРЛС "Жук-МЭ" разработки ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР". Он представляет собой развитие базового Н-010 с использованием современной элементной базы и улучшенными характеристиками по дальности обнаружения целей и разрешению при обзоре земной поверхности. При этом "Жук-МЭ" сохраняет щелевую антенную решетку (ЩАР) с механическим сканированием луча. БРЛС обеспечивает обнаружение и сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами "воздух-воздух" 2-4 из них, а также работу в режиме обзора земной поверхности. По своим характеристикам "Жук-МЭ" близок к БРЛС Captor новейшего европейского истребителя Eurofighter Typhoon.

На перспективных вариантах МиГ-29 предусматривается использование БРЛС с фазированными антенными решетками (ФАР) с электронным сканированием луча. БРЛС "Оса" разработки НИИП им. В.В.Тихомирова уже примеряли на МиГ-29УБТ. По мнению одного из высокопоставленных менеджеров РСК "МиГ", "Оса" может найти применение на двухместных вариантах МиГов. Более мощный Н-011М "Барс" на МиГ-29 пока не ставили. Этот перспективный радар идет только на многоцелевые истребители индийских ВВС Су-30МКИ.

Известно, что АХК "Сухой", НПК "Иркут" и РСК "МиГ" вели консультации по унификации авионики самолетов "Су" и "МиГ". Это могло бы способствовать продвижению отечественной техники на индийский рынок: в таком случае Россия смогла бы предложить заказчику унифицированные между собой тяжелые и легкие истребители с соответствующим уменьшением расходов на эксплуатацию и ремонт. Правда, в случае использования адаптированного комплекса авионики Су-30МКИ технические риски программы МиГ-29К увеличатся. Самолет Су-30МКИ в окончательном облике еще не отработан (его сертификация ожидается в середине 2004 г.), а варианты МиГ-29 с "Жуком" успешно прошли многочисленные испытания.

Скорее всего, индийские ВМС закажут короткий перечень систем вооружения для МиГ-29К: на корабле слишком мало место для хранения ракет разного типа. Наверное, в "обязательный" список попадут РВВ-АЕ и Р-73Э типа "воздух-воздух" и Х-31А/П типа "воздух-поверхность". Теоретически МиГ-29К может использовать ПКР BrahMos PJ-10. Ее аналог - ракета "Яхонт" - "подкладывалась" под МиГи во время авиасалонов МАКС. Но вряд ли она будет реально подвешиваться под истребитель, стартующий с палубы корабля по причине большого веса (3000 кг) и габаритов. Сесть с таким грузом на корабль не представляется возможным, так что до посадки летчику придется либо осуществить пуск ракеты по цели, либо сбросить ее....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка