АО "Авиасалон"
29 июля 2022, 15:44
Ту-134: первый полет и долгий век жизни
29 июля 1963 года состоялся первый полет реактивного пассажирского самолета Ту-134, ставшего одним из самых массовых авиалайнеров в истории гражданской авиации СССР
Основу парка ближнемагистральных самолетов в СССР и странах соцлагеря в начале 1960-х годов составляли морально устаревающие поршневые Ил-14, бравшие на борт до 36 пассажиров. В это же время начиналась реактивная эпоха гражданской авиации. В конце 1950-х на международных авиалиниях появился французский самолет CMC SE-210 "Каравелла" с двумя турбореактивными двигателями, расположенными на пилонах в хвостовой части фюзеляжа. Такая схема позволяла улучшить аэродинамику самолета и снизить уровень шума в салоне и кабине экипажа. Прокатившийся на "Каравелле" генеральный секретарь компартии СССР Никита Хрущев был впечатлен отсутствием шума и вибраций в салоне, что выгодно отличало иномарку от отечественного Ту-104. К тому же первый советский реактивный пассажирский лайнер использовался в основном на международных авиалиниях и особенно загруженных маршрутах внутри страны. "Аэрофлоту" же требовался самолет для региональных линий с дальностью до 2000 км, крейсерской скоростью 800-900 км/ч на высоте 10-12 тыс. метров, пассажировместимостью не менее 40 человек, способный взлетать с коротких взлетно-посадочных полос.
1 августа 1960 года вышло постановление Совмина СССР о создании скоростного пассажирского самолета Ту-124А. Опыт разработки и освоения первых реактивных пассажирских самолетов позволил коллективу ОКБ А.Н. Туполева в относительно короткий срок создать новый ближнемагистральный лайнер: на проектирование и постройку опытного образца ушло три года. Самолет собрали в первой половине 1963 года, а уже 29 июля экипаж во главе с заслуженным летчиком-испытателем Александром Калиной совершил на нем первый полет, после чего начинаются летные и сертификационные испытания. С 20 ноября 1963 года машина получает новое название - Ту-134.
Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом, двумя турбореактивными двигателями в хвостовой части фюзеляжа и горизонтальным Т-образным оперением. При посадке на короткие взлетно-посадочные полосы или при пониженном коэффициенте сцепления в плохих погодных условиях использовались тормозные парашюты. В одноклассной компоновке самолет был способен перевозить до 72 пассажиров. Серийный выпуск Ту-134 осуществлялся на Харьковском авиационном производственном объединении с 1966 по 1984 годы.
Практическая эксплуатация Ту-134 началась в сентябре 1967 года, когда первый лайнер этого типа совершил рейс по трассе Москва - Адлер. Для своего времени самолет отличался высоким уровнем комфорта. Первое время он обслуживал в основном международные авиалинии и связывал Москву с крупными городами страны, а начиная с начала 1970-х Ту-134 становится главным самолетом на региональных линиях. В ноябре 1968 года Ту-134 был сертифицирован в Польше на соответствие английским нормам летной годности BCAR. Всего в рамках экспортных контрактов соседям по соцлагерю и в развивающиеся страны было поставлено 134 машины.
Судьба самолета складывалась удачно: в общей сложности было построено 852 самолета в различных модификациях, включая пассажирские, машины специального назначения, несколько учебных версий для подготовки экипажей летчиков и штурманов морской и стратегической авиации, обучения штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации, летающие лаборатории для отработки новых образцов авиационной и космической техники, сельскохозяйственную и другие версии. Большой популярностью пользовалась VIP-модернизация самолета.
До начала 1990-х годов парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн пассажиров. В середине 1990-х - начале 2000-х спрос на Ту-134 был настолько высок, что стал актуальным реэкспорт самолетов из Восточной Европы. Время шло, и на смену Ту-134 должны были прийти новые, более совершенные машины. В 2002 году, после выхода новых норм по допустимому уровню шума, география применения "свистка", как его называли за вытянутый фюзеляж и сильный гул двигателей, все время сужалась. "Аэрофлот" продолжал эксплуатацию Ту-134 вплоть до 2008 года: самолет был выведен из эксплуатации на международных рейсах, но продолжал летать на авиалиниях России и СНГ. Последний регулярный рейс Ту-134 совершил 22 мая 2019 года. Тогда самолет авиакомпании "Алроса" с 72 пассажирами на борту совершил перелет из Мирного в Новосибирск, где остался навсегда в качестве экспоната Музея истории авиации аэропорта "Толмачево". В настоящее время в гражданской авиации на смену Ту-134 пришел SSJ100, ставший первым гражданским самолетом, разработанным в стране в постсоветский период и запущенным в крупносерийное производство.
Уважение и интерес к истории российской и советской авиации - отличительная черта МАКС, привлекающая на салон тысячи любителей и энтузиастов авиации. Заслуженный Ту-134 посетители авиасалона могли увидеть в 2007 году, когда банк "Московский Капитал" представил переоборудованный учебно-боевой Ту-134-УБЛ в пассажирский вариант Ту-134Б-3 в VIP-исполнении, запомнившийся эффектной ливреей, делавшей внешний облик самолета неожиданно современным. На МАКС-2013 благодаря сотрудничеству Авиасалона с клубом "Альбатрос-Авиа" посетители МАКС могли увидеть Ту-134А на статической стоянке, где можно было посмотреть кабину самолета и выставку авиационной фотографии в салоне лайнера. В 2019 году организаторы салона поддержали проект, в рамках которого Ту-134 совершил редкий в то время пассажирский рейс и был доступен для посещения на статической экспозиции МАКС: соединяя эпохи, из терминала "Внуково-3" на авиасалон в Жуковском прилетел самолет в VIP-компоновке, принадлежащий авиакомпании "Космос", на борту которого находилось 40 туристов из России, Западной и Восточной Европы.
Надеемся видеть все больше легендарных самолетов прошлого в исторической экспозиции МАКС и ждем на МАКС-2023 импортозамещенную версию SSJ-NEW - "сменщика" легендарного Ту-134!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции