АО "Авиасалон"
14 апреля 2023, 13:17
От палубного Ка-15 до гражданских бестселлеров Камова
70 лет назад, 14 апреля 1953 года, состоялся первый полет вертолета корабельного базирования Ка-15 - первой серийной машины ОКБ Камова, положившей начало широкому использованию легких вертолетов соосной схемы в интересах палубной авиации
В 1951 году в СССР была принята программа развития национального вертолетостроения, в рамках которой сразу три опытно-конструкторских бюро - Михаила Миля, Николая Камова и Александра Яковлева - начали разработку многоцелевых вертолетов первого поколения.
Для ОКБ-2 Н. Камова основной тематикой стала разработка вертолетов соосной схемы в интересах корабельной авиации. Первый опыт применения палубных Ка-10, разработанных в ОКБ, убеждал командование ВМФ в том, что флоту необходим универсальный компактный палубный вертолет. Сверхлегкий Ка-10 с экипажем из одного человека мог решать только задачи наблюдения и связи, морякам же требовалась машина большей грузоподъемности, которая могла бы выполнять не только разведывательные, связные и спасательные функции, но и стать одним из эффективных элементов системы противолодочной обороны.
Разработка эскизного проекта двухместного палубного вертолета Ка-15 началась весной 1951 года. Вертолет проектировался очень компактным - его длина была почти в два раза меньше, чем у Ми-1. Фюзеляж смешанной конструкции состоял из силовой пространственной фермы из стальных труб, дюралевого каркаса и короткой хвостовой балки с горизонтальным и вертикальным оперением. Остекление кабины открывало пилоту и наблюдателю хороший обзор, бортовое оборудование обеспечивало выполнение полетов днем и ночью, конструкция лопастей имела фанерную обшивку и прорезанные, заполненные пенопластом отверстия в хвостовой части профиля. Мотор устанавливался внутри фюзеляжа в "горячем" отсеке и обдувался вентилятором. Впервые палубный вертолет получил традиционное колесное шасси, в варианте корабельного базирования было предусмотрено применение двух баллонов по типу поплавкового шасси у Ка-10.
14 апреля 1953 года летчик-испытатель, шеф-пилот камовского ОКБ Дмитрий Ефремов впервые поднял в воздух первый опытный экземпляр Ка-15. После этого начался длительный и весьма сложный процесс доводки вертолета. На предшественниках - вертолетах Ка-8 и Ка-10 - в силу их малых размеров многие опасные для малоизученной в те годы соосной схемы явления не проявились. Прежде всего это касалось разного рода вибраций, "земного резонанса", перехлеста лопастей и т.д. Фактически, на Ка-15 впервые шла отработка всех "детских болезней", присущих вертолетам соосной схемы.
Государственные испытания Ка-15 завершились в мае 1955 года, серийное производство вертолета началось на Улан-Удэнском авиационном заводе в апреле 1956 года, а уже в марте 1957 года новые машины начали поступать в строевые части. На флоте Ка-15 выполнял множество задач: был противолодочным вертолетом (из-за малой грузоподъемности их применяли группами по три машины, каждая из которых несла свою часть ПЛО), работал в роли целеуказателя для комплекса противокорабельных крылатых ракет, выполнял обязанности наблюдательного и связного вертолета. В общей сложности было выпущено 375 вертолетов Ка-15, что сделало его первым в истории ОКБ Камова крупносерийным вертолетом. Прослужили они недолго: после нескольких серьезных катастроф в мае 1963 года полеты Ка-15 в ВМФ были прекращены. Однако, несмотря на относительно небольшой срок службы, опыт эксплуатации вертолета дал бесценный опыт для разработки и внедрения следующих поколений камовских машин.
Параллельно с серийным производством Ка-15 в ОКБ продолжались работы над повышением ресурса вертолета и расширением областей его применения. Были созданы многочисленные стенды для испытаний в условиях динамических нагрузок узлов и элементов конструкций, проводились длительные ресурсные испытания, а также комплекс специальных летных испытаний, включающий посадку на поплавковом шасси на воду, посадку на авторотации и т.д. Были проведены сложные летные исследования режима "вихревого кольца", установлены границы попадания и методы выхода из этого опасного режима.
В 1957 году на базе Ка-15 был создан учебный вертолет УКа-15 с двойным управлением, разработаны различные варианты народнохозяйственного многоцелевого вертолета Ка-15М, который отличался от базовой версии более мощным двигателем, доработанной несущей системой, повышенной надежностью и эксплуатационной технологичностью. Ка-15М оборудовался в различных версиях аппаратурой для химической защиты растений, контейнерами для перевозки почты и грузов, гондолами для транспортировки больных и иным специализированным оборудованием. В итоге Ка-15 и его модификации оставались на службе в гражданской авиации и ДОСААФ два десятилетия, вплоть до второй половины 1970-х. В определенном смысле Ка-15, и в еще большей степени его чисто гражданскую версию Ка-18 можно считать прообразом вертолетного аэротакси: у Ка-18 был удлинен фюзеляж и расширена кабина, он мог перевозить двух-трех пассажиров и был оборудован отопительной системой.
Рост объемов сельхозработ сделал очевидным необходимость постройки более грузоподъемного вертолета для этих и других народнохозяйственных целей. Такой машиной стал многоцелевой вертолет модульной конструкции Ка-26, впервые воплотивший в себе идею "летающего шасси", когда неизменная база дооснащается комплектами быстросъемного специального оборудования в зависимости от назначения вертолета. По критерию "эффективность/стоимость" Ка-26 стал выдающимся вертолетом и существенно превзошел своего одноклассника одновинтовой схемы Ми-2 по дальности полета, транспортировке грузов на внешней подвеске, ресурсу (свыше 5000 летных часов) и прочим показателям. Сельскохозяйственный, пассажирский, транспортный, лесоохранный, санитарный, "летающий кран", корабельно-спасательный, патрульный - многочисленные модификации безотказного Ка-26 много лет несли трудовую вахту не только в стране, но и в 17 странах мира. Всего с 1968 по 1978 год на заводе в Кумертау было построено 816 таких вертолетов.
Дальнейшим развитием программы стало создание на базе Ка-26 однодвигательного Ка-126 и двухдвигательного Ка-226. Следующей модификацией камовского бестселлера стал вертолет Ка-226Т для выполнения специальных работ в труднодоступных условиях высокогорья, жаркого климата и над морскими акваториями.
Уникальная исследовательская и конструкторская школа ОКБ им. Н.И. Камова (входит в состав Национального центра вертолетостроения "Миль и Камов" холдинга "Вертолеты России") до сих пор остается единственным в мире разработчиком серийных вертолетов соосной схемы. Новые поколения современных вертолетов марки "Ка" гражданского и военного назначения традиционно представлены на статической стоянке и в летной программе авиасалона МАКС. Одним из заметных событий МАКС-2021 стала презентация модернизированного вертолета Ка-226Т "Альпинист" с измененным и облегченным фюзеляжем, "стеклянной" кабиной, адаптированной для использования очков ночного видения, новыми колонкой несущего винта, лопастями и редуктором, авариестойкой топливной системой с увеличенной емкостью баков. Впереди у Ка-226Т - ремоторизация на новые отечественные двигатели ВК-650В....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции