О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЦИАМ подвел итоги участия в форуме "Инженеры будущего - 2023"

Материалы для 3D-печати, нитки, картон, клей и двигатель - импровизированный двухсотграммовый ракетоноситель поднимается на 50 метров, выбрасывает парашют и плавно опускается на Землю

Материалы для 3D-печати, нитки, картон, клей и двигатель - импровизированный двухсотграммовый ракетоноситель поднимается на 50 метров, выбрасывает парашют и плавно опускается на Землю. Запуск самостоятельно спроектированных и изготовленных моделей ракет стал итоговым экзаменом для слушателей аэрокосмического факультета форума "Инженеры будущего".

XI Международный молодежный промышленный форум прошел с 23 июня по 3 июля 2023 года в Тульской области. В организации образовательной программы участвовали молодые ученые Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского").

В этом году ЦИАМ, совместно с ЦАГИ и Роскосмосом, традиционно выступил соорганизатором аэрокосмического факультета и провел обучение на научно-инженерном и международном.

Лекционные и практические занятия, которые вели ученые ЦИАМ, были посвящены технологиям создания двигателей для высокоскоростных и дозвуковых летательных аппаратов и их испытаниям. Тематика охватывала исторический экскурс, основы теории воздушно-реактивных двигателей, электрофизические явления и их использование в аэрокосмической технике, компьютерное моделирование процессов, "цифровые двойники", возможности аддитивных технологий, экспериментальное моделирование условий полета в термобарокамере и ряд других вопросов науки авиационного двигателестроения. Сплотить участников помогла командообразующая игра - тимбилдинг, который провел инженер по испытаниям ЦИАМ.

Наглядности обучения способствовали демонстраторы двигателей "в железе": пульсирующий воздушно-реактивный и роторно-поршневой.

- Настоящие двигатели вызывали живейший интерес участников, - вспоминает специалист. - Когда перед занятиями мы проводили пусконаладку пульсирующего ВРД (он стоял на берегу реки), за нашими действиями наблюдали человек тридцать. Потом к нам постоянно подходили участники, даже с других факультетов, и просили еще раз запустить его. Поэтому по завершении теоретических занятий целый учебный день был посвящен демонстрации работы двигателей, выходу на заданный режим и снятию тяговых характеристик.

Возможность применить знания слушатели получили уже в конце курса: на аэрокосмическом факультете создавали модели ракетоносителей легкого класса, на научно-инженерном ¬- радиоуправляемых БЛА с электродвигателями. Технику разрабатывали в командах с четко распределенными ролями в зависимости от компетенций участника: конструктор, прочнист, аэродинамик и др. Команда должна была спроектировать летательный аппарат, оптимально просчитав и расположив его элементы, изготовить из подручных средств (выдавался твердотопливный мини-двигатель и расходные материалы) и запустить. При полете оценивались все аспекты соответствия техническому заданию: облик летательного аппарата, высота, раскрытие парашюта, спуск объекта в точку посадки и др.

Участники также учились отстаивать свое мнение, презентуя проект команды с оценкой его ожидаемой экономической эффективности.

- Это было очень полезное упражнение: на примере реального технического соревнования молодые специалисты учились отстаивать позицию своей команды в рамках дискуссии, принятой в профессиональном сообществе, - считает другой лектор ЦИАМ.

На факультете международного сотрудничества он рассказал о "зеленом" будущем авиации.

- Тема авиационной экологии вызвала активный интерес участников, среди которых, наряду со специалистами аэрокосмического профиля, было достаточно большое число представителей "гражданских" профессий, таких, как архитекторы, химики, врачи, журналисты, - говорит эксперт. - В итоге мне предложили стать членом жюри по оценке проектов на тему "Транспорт будущего". Работы, которые мы оценивали, были интересны еще и тем, что учитывали специфику родных для иностранных слушателей регионов.
В ходе работы площадки форума посетили несколько официальных делегаций. При этом, как правило, они были не просто наблюдателями, а активными участниками мероприятий. Так, в первый день, на организованном специалистами ЦИАМ - преподавателями аэрокосмического факультета демонстрационном пуске моделей ракет присутствовали губернатор Тульской области Алексей Дюмин и первый вице-президент Союзмаша России, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

- Отличный форум, организаторы большие молодцы, сделали все на высочайшем уровне! - резюмирует руководитель делегации, начальник отдела ЦИАМ. - Сама идея мероприятия отличная: получение новых знаний и навыков в игровой форме. Я не первый год участвую в форуме в функции спикера и члена жюри Национальной научно-технической конференции. Порадовала креативность проектов, представленных молодыми инженерами, и то, что они учитывают новые веяния: 3D, биотехнологии и другие актуальные темы. Кое-какие идеи реально применить в отрасли, что будет способствовать диверсификации технологий.

О том, что форум удался, говорят и отзывы участников в анкетах:
  • Понравились эксперименты, интересные опыты, запуск ракет.
  • Соотношение теории и практики отлично подобрано.
  • Больше всего понравился профессионализм лекторов и запуск ракет. Эффектные опыты!
  • Не хватило времени, у вас столько всего интересного!

ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка