Финансовые Известия
31 мая 2004, 17:30
Билетные кассы начали отключать от систем бронирования
Все началось с комиссии
"Аэрофлот" в одностороннем порядке разорвал отношения с ТКП в начале апреля 2004 года, предварительно переведя своих агентов на нулевую комиссию и предложив палате пересмотреть базовую форму договора. ТКП от этого отказалась и поставила своих партнеров перед сложнейшим выбором, потребовав, чтобы в кассах компаний, аккредитованных при палате, не было билетных бланков "Аэрофлота". Самое интересное, что первоначальная система спора уже устранена: из-за сложившейся ситуации "Аэрофлот" временно вернул агентам комиссию на внутренних рейсах и даже увеличил ее с 7 до 9%.
Членами ТКП сейчас являются 130 регулярных и чартерных авиакомпаний и около 530 агентств, имеющих в своем составе более 9.5 тыс. аккредитованных пунктов продажи. Палата издает нейтральные бланки, на которых агенты выписывают билеты на рейсы участвующих в системе авиакомпаний. По данным ТКП, на конец 2003 года на нейтральных бланках осуществлялось 65-70% общего объема продаж воздушных пассажирских перевозок. Все региональные билетные агентства работают исключительно по системе бронирования "Сирена", принадлежащей ТКП, и выписывают до 90% любых продаваемых билетов на нейтральных бланках.
На размышление агентам первоначально был дан месяц. Но этого срока палата не выдержала. В 20-х числах апреля сотрудники контрольно-ревизионного отдела ТКП провели контрольные закупки билетов на внутренние рейсы "Аэрофлота" в кассах своих агентов. Тех, у кого обнаруживались "вражеские" бланки, тут же отключали от "Сирены". По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), ТКП уже отключила более двух десятков самых крупных компаний и соответственно лишила возможности работать их субагентов.
По словам Сергея Ильичева, президента ТКП, все агенты, продолжающие работать с "Аэрофлотом", будут отключены от "Сирены" до 1 июня этого года. Такое решение принял 28 апреля Комитет перевозчиков наблюдательного совета авиапредприятий по взаимным расчетам, контролирующий работу палаты. "Мы понимаем роль национального перевозчика на рынке, поэтому и предлагаем компаниям расторгнуть договор с нами, а не с "Аэрофлотом", - пояснил Ильичев.
Клонирование касс
Туроператоры видят в действиях палаты попытку передела билетного рынка. Тем более что от системы бронирования отключают далеко не всех нарушителей. "ТКП просто хочет перетянуть к себе наших субагентов. Прикрываясь решением комитета, она отключает от "Сирены" исключительно тех, кто им нужен", - говорит Владимир Рубцов, генеральный директор "Инна-тур", компании, отключенной от системы бронирования одной из первых. По его данным, сейчас отключено 400 пунктов продаж билетов, из них 160 - у "Инны".
Под санкции палаты попало, например, агентство воздушных сообщений ДАВС. Пострадало и Тюменское центральное агентство воздушных сообщений, являющееся первым по объемам продаж агентом ТКП. Билеты "Аэрофлота" составляют в его продажах не более 5-7%, и операторы недоумевают, почему такого партнера нельзя было просто предупредить или, в конце концов, оштрафовать. Тем временем, по словам Рубцова, собственные структуры палаты спокойно продолжают продавать билеты "Аэрофлота".
"Отключенные" компании несут значительные убытки. Проблемы возникают и у субагентов, которым приходится подыскивать новых партнеров, заключать с ними договора и вносить депозиты. До решения вопроса компаниям с большой долей продажи билетов на бланках ТКП остается только устанавливать дополнительные терминалы, образовывать новые юрлица и открывать дополнительные кассы. "Теперь билеты "Аэрофлота" мы продаем через одно юрлицо, а бланки ТКП используем в другом. По такому пути пошли 90% агентов. Иной возможности вести бизнес в прежнем объеме у нас пока нет", - говорит руководитель одного из агентств.
По словам Рубцова, "Инна-тур" и ДАВС собираются подавать на ТКП в суд. Возможность такого решения конфликта, по данным РСТ, рассматривают и другие отключенные компании. Правда, в агентском договоре с палатой есть пункт, предусматривающий рассмотрение споров в третейском суде, существующем при ТКП. Готовит ответный шаг и "Аэрофлот", в этом году сильно увеличивший количество внутренних рейсов и заинтересованный в том, чтобы их было кому продавать. По данным "Известий", на этой неделе перевозчик собирается презентовать собственную систему продаж.
В пятницу РСТ направил руководству палаты открытое письмо, в котором говорится, что ограничивать таким образом права агентов недопустимо ни с точки зрения закона, ни в смысле деловой этики, а размер нанесенного компаниям ущерба с каждым днем нарастает лавинообразно. Не исключено, что свои убытки компании начнут компенсировать за счет потребителей, вводя специальные наценки на билеты. Кроме того, объемы продаж сокращаются, да и купить нужный билет теперь становится очень сложно. "Далеко не в каждом месте можно разместить сразу два юрлица. Клиенту приходится покупать место на рейс "Аэрофлота" в другой российский город в одном агентстве, а за обратным билетом идти в другое. И это только в Москве, где у "Аэрофлота" есть крупная сеть. В регионах действует в основном система ТКП, и, поискав в нескольких разных точках, потребителю придется в итоге покупать билет на поезд", - говорит руководитель агентства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 2, 2024
Аэрофлот с 1 мая открывает продажу субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 2, 2024
Авиакомпания FLYONE ARMENIA начала выполнение полетов по направлению Ереван - Ницца - Ереван
Май 2, 2024
FlyArystan в мае-июне запустит полеты из Актау и Астаны в Баку
Май 2, 2024
IATA сообщает о росте мирового спроса на пассажирские авиаперевозки в марте на 13,8%