О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мы должны продавать наши самолеты за рубежом - Светлана Исаева

На прошлой недели создатель нового семейства региональных самолетов RRJ "Сухой - ГС" провел первую встречу с потенциальными партнерами по организации продаж самолета. Несмотря на то, что самолет пока находится в стадии эскизного проекта и начать его производство планируется только в конце этого года (ожидается, что самолет поступит в продажу в 2007 г.), разработчики считают, что принципиально важно задуматься о его продажах уже сейчас. Не секрет, что основная проблема новой российской авиатехники (большая часть которой проектировалась еще в советские годы) - в отсутствии приемлемых для перевозчиков схем приобретения самолетов. Осознавая эту проблему, "Сухой" (в проекте которого принимают участие такие крупные мировые производители, как Boeing, Snecma и т.д.) решил заранее позаботиться о будущих схемах продаж. Однако на первой же стадии работы столкнулся с проблемой: серьезные (в основном западные) финансовые институты и лизинговые компании настойчиво рекомендуют "Сухому" заручиться поддержкой государства. Такая позиция финансистов вполне понятна, ведь "Сухой" - новый игрок на рынке гражданской техники, а это значит, что риски его кредитования слишком высоки. Кроме того, система господдержки экспортеров, особенно в части наукоемкой продукции, существует во всех странах, которые успешно продают авиационную технику. Одна из самых распространенных форм поддержки - создание специальных экспортных агентств, которые кредитуют покупку техники зарубежным заказчикам. В России такая система только начинает создаваться, и по самым оптимистичным оценкам на ее внедрение уйдет не менее двух лет. Если процесс не будет запущен в ближайшее время и система не заработает к тому моменту, когда RRJ выйдет на рынок, осуществить самостоятельную продажу своего самолета "Сухому", по оценкам экспертов, будет крайне сложно.

- Светлана Юрьевна, что за последнее время произошло по проекту RRJ?

- На прошлой неделе состоялся круглый стол с участием финансовых институтов, банков и лизинговых компаний, которые являются нашими потенциальными партнерами по организации продаж самолета RRJ. Хочу пояснить: в процессе работы с авиакомпаниями один из самых важных этапов - это проработка вопросов финансирования продаж. В России эта система сейчас находится в зачаточном состоянии, так как при советской плановой экономике у производителей самолетов не было нужды думать о том, как они будут продавать свою продукцию перевозчикам, так как и перевозки, и авиапромышленность находились в руках государства. Сейчас ситуация кардинально изменилась, у авиакомпаний, как правило, нет свободных 20-30 млн долл., чтобы купить хотя бы один самолет, поэтому они вынуждены искать возможности финансирования. Ведущие авиапромышленные корпорации понимают эту ситуацию, и в "пакете" с самолетом они предлагают перевозчикам различные приемлемые для них схемы приобретения. Мы действует по такой же схеме, несмотря на то, что RRJ выйдет на рынок только в 2007 г. Прорабатывать различные варианты финансирования его продаж мы начинаем уже сейчас.

- Не слишком ли рано Вы начали думать о том, как будете продавать самолет, если еще не начато его производство?

- Многие мои коллеги задают мне подобный вопрос. Однако я считаю, что начни мы этот процесс позже, результат может оказаться плачевным. Тому есть несколько причин. В ходе нашей встречи представители финансовых институтов выдвинули нам ряд условий, при которых они готовы работать по нашему проекту. Первое, самое важное условие - это поддержка со стороны государства. Например, в Бразилии существует экспортное агентство, которое для зарубежных покупателей кредитует покупку самолетов Embraer примерно на 75%. То есть 75% от стоимости самолета предоставляются в виде кредита под определенный процент, причем он должен быть ниже банковского. Это общемировая практика, такие агентства есть и в других странах мира. Именно государство должно организовать такое агентство. Сам же процесс финансирования продаж может быть как чисто бюджетный, так и смешанный, с привлечением частного капитала.

- Вы уже беседовали с представителями государства на эту тему?

- Да, этой весной мы встречались с представителями Министерства экономического развития и торговли. Отрадно, что чиновники сознают, что организация такого агентства необходима не только для поддержки собственного наукоемкого производства, но и выгодна с точки зрения поступлений в бюджет. К сожалению, в настоящее время у чиновников недостаточно информации о том, как такая система должна функционировать. По самым оптимистичным прогнозам для того, чтобы такая система заработала, необходимо от двух до трех лет. Это одна из причин, по которой мы начали заниматься подготовкой финансирования продаж сейчас, так как понимаем, что затевать этот процесс, когда самолет уже будет готов, поздно.

- Если такое агентство будет создано, в чем будут состоять функции лизинговых компаний и других финансовых институтов, с которыми Вы встречались?

- "Сухой" - новый игрок на рынке гражданских самолетов. Все понимают, что финансирование такого проекта - это огромный риск, взять который на себя может по большому счету только государство. Для того чтобы у лизинговых компаний и финансовых институтов было больше уверенности в нашем проекте, они должны видеть, что есть интерес со стороны государства, подтвержденный публичными высказываниями, а также есть финансовая поддержка, то есть создан специальный орган, который будет финансировать продажи этого самолета на зарубежный рынок. Хочу подчеркнуть, что наш проект сможет быть успешным лишь в том случае, если самолет будет продаваться не только на территории России, но и за рубежом. Без этого сделать проект прибыльным просто невозможно. Есть еще одно важное условие, которое выдвигают нам финансовые институты: они хотят видеть поддержку со стороны западных и российских авиакомпаний. То есть перевозчики должны не только озвучить абстрактный интерес к нашему самолету, но и назвать примерный объем потенциального заказаи сроки.

- Насколько мне известно, представители "Аэрофлота" высказывали интерес к Вашему самолету, более того, они подчеркивали, что кроме RRJ ни один из российских проектов их не интересует. Проблема лишь в том, что "Аэрофлоту" нужен региональный самолет уже сейчас, а RRJ появится только в 2007 г. В связи с этим намерены ли Вы участвовать в тендере, который собирается проводить "Аэрофлот"? Как Вы собираетесь решать с ним проблему сроков поставки?

- Безусловно, мы будем участвовать в тендере. Что касается сроков, мы обсуждаем с "Аэрофлотом" возможные варианты поддержки парка воздушных судов до момента начала поставок RRJ.

- Кто еще из российских авиакомпаний помимо "Аэрофлота" интересуется Вашим проектом?

- Практически все крупные компании, включая "Сибирь", "Пулково", "КрасЭйр", "Utair" т.д. Детальное обсуждение проекта ведется с ноября прошлого года.

- Каковы будут Ваши дальнейшие шаги?

- Мы планируем провести серию встреч с представителями государства для более детальной проработки вопроса организации экспортного финансирования. Мы готовы оказать содействие в подготовке обоснования для проведения необходимых законодательных инициатив....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка