О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МВД готовится менять таблички

В пятницу ожидается, что первый замглавы МВД Александр Чекалин отчитается о готовности милиции взять на себя обеспечение безопасности в аэропортах

В пятницу ожидается, что первый замглавы МВД Александр Чекалин отчитается о готовности милиции взять на себя обеспечение безопасности в аэропортах. По данным "Известий", проводить реформу планируется в два этапа: на первом милиционеров включат в состав контролирующих подразделений (сейчас это в основном частные охранные предприятия - ЧОПы) и лишь на втором им полностью доверят системы обеспечения безопасности. Это лишь одна из мер, которую предприняла исполнительная власть в связи с авиакатастрофами. Следующий этап - регулярные проверки аэропортов органами МВД и ФСБ, а затем - появление закона об авиационной безопасности.

"Опыт в обеспечении безопасности у нас есть"

В среду президент Владимир Путин поручил правительству подготовить проект изменений в отечественное законодательство о передаче функций безопасности от администрации аэропортов милиции. В четверг эту тему уже обсуждали на специальном совещании в МВД. "Решение принято окончательное и обратной силы иметь не будет", - заявил "Известиям" один из участников совещания. Правда, трактуется это решение по-разному.

- Мы готовы взять на себя те функции, которые вновь возложены вчерашним указом президента, - убеждал "Известия" начальник УВД на воздушном и водном транспорте Москвы Алексей Близнюков. - Опыт в обеспечении безопасности аэропортов у нас есть - до 1997 года транспортная милиция занималась этим. После принятия Воздушного кодекса эту функцию у милиции забрали, отдали службам авиационной безопасности. Появились различные ЧОПы, то есть по сути безопасность отдали в руки гражданских людей.

Сотрудники МВД уверяют, что налогоплательщики даже не заметят разницы. "Нам надо не так уж много", - говорит Близнюков. По его словам, скорее всего безопасность в зонах прилета и отлета, на летных полях и по периметрам будут обеспечивать "те, кто ее сейчас и обеспечивает". Вопрос здесь в организации охраны, контроле за ней, общей ответственности. Именно это президент распорядился возложить на органы внутренних дел.

- Будет незначительное увеличение штата и соответствующее увеличение бюджета, - говорят в МВД. - Возможно, что реформироваться система охраны авиаперелетов будет поэтапно. Сейчас вся транспортная милиция готовит предложения по этому вопросу для ГУВД, которое, в свою очередь, исследует их, сведет в единый документ и представит министру.

В то же время в МВД, большей частью в неофициальных разговорах, признают: милиция пока не готова к несению подобной службы.

- Есть несколько причин, по которым нельзя с ходу передавать эту функцию в милицию, - заявил "Известиям" руководитель одного из оперативных подразделений Главного управления транспортной милиции. - Во-первых, существует немало проблем с законодательством, в которое сейчас нужно вносить изменения, а во-вторых, проведение реформы в жизнь потребует огромных финансовых вложений и людских ресурсов. Необходимо увеличивать штаты, решать, как будет финансироваться оснащение современным оборудованием. Проблем много.

"Вопросы безопасности требуют профессионального, а не коммерческого подхода"

Глава комитета Госдумы по безопасности - бывший первый заместитель министра внутренних дел Владимир Васильев более осторожен в оценках:

- Я сейчас не могу ответственно сказать, насколько готова транспортная милиция к выполнению возвращаемых ей функций. Но МВД неоднократно поднимало вопрос после того, как эти задачи у него отобрали. Мне представляется совершенно обоснованным и правильным возвращение милиции контроля за безопасностью в аэропортах. Вопросы безопасности требуют профессионального, а не коммерческого подхода. Элемент коммерции, как мне кажется, создает здесь условия, которые сказываются на безопасности не самым лучшим образом.

Противоположной точки зрения придерживается коллега Васильева по Думе, зампред комитета по безопасности Геннадий Гудков, которого эксперты считают главным "лоббистом" частной охраны.

- Во всем мире, несмотря на теракты, большая часть аэропортов охраняется именно частными структурами, - заявил Гудков "Известиям". - Транспортная милиция не сможет справиться с возложенной на нее задачей, поскольку она практически ничем не отличается от всей остальной милиции. К сожалению, большая часть терактов возможна благодаря некачественной работе подразделений МВД. Здесь важно учитывать и коррупцию, которая сегодня разрушает правоохранительную систему России. У МВД много других нерешенных задач, и тратить силы на охранные дела, я считаю, неправильно.

"Главное не кто охраняет, а как"

Сегодня 350 тысяч сотрудников МВД занимаются коммерческой деятельностью в виде оказания платных охранных услуг, сообщил Гудков, имея в виду управления и отделы вневедомственной охраны.

- Главное не кто охраняет, а как охраняет. Так что это поспешное решение, еще раз отворачивающее нас от нормального рынка (речь о распоряжении президента. - "Известия"). Вместо того, чтобы усилить меры контроля, власть в очередной раз проводит реформу в виде смены табличек. А ЧОПы сегодня на треть состоят из кадровых профессионалов ФСБ, МВД, Минобороны. Я уверен, что теперь, после указа президента, борьба с терроризмом будет частично подменяться борьбой за рынок охранных услуг.

Для российских компаний, осуществляющих управление аэропортами, расходы на обеспечение безопасности являются одной из самых затратных статей бюджета. Причем, как заявляют представители этих фирм, в 100% случаев - это безвозвратные инвестиции.

- Затраты на безопасность можно разделить на три основные составляющие, - заявил "Известиям" пресс-секретарь группы "Ист-лайн" Игорь Тихомиров. - Первая - это закупка и постоянная модернизация специального оборудования - аппаратов рентгеноконтроля, металлодетекторов, газоанализаторов. Вторая - обучение персонала для работы на беспрерывно совершенствуемом оборудовании. А третья, самая маленькая, - собственно содержание штата секьюрити. Достаточно сказать, что помимо запланированных бюджетом средств компания намерена инвестировать в эту сферу 5,5 миллиона долларов.

В МВД, похоже, прекрасно понимают сложность задачи, возложенной на него президентом. Ожидается, что сегодня специальное заявление по этому поводу сделает первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин. Он же должен озвучить и план предстоящей реформы. По данным "Известий", планируется провести ее в два этапа. На первом этапе руководители МВД и ГСГА должны издать межведомственное распоряжение о создании в аэропортах совместных досмотровых групп из сотрудников транспортной милиции и служб безопасности аэропортов. И лишь на втором этапе, после подведения соответствующей законодательной базы, функция обеспечения безопасности будет полностью передана милиционерам. Кстати, за рубежом даже после событий 11 сентября 2001 года обеспечивать безопасность в аэропортах и контролировать пассажиропотоки и багаж продолжают сотрудники частных служб безопасности, являющиеся структурными подразделениями управляющих компаний.

Самый безопасный аэропорт - "Домодедово"

После смены охраны должны пройти соответствующие проверки крупнейших аэропортов. Плана таких проверок пока нет, но, по информации "Известий", он в скором времени появится.

- Какие из московских аэропортов, находящихся в вашей зоне ответственности, можно выделить как лучшие и худшие по безопасности? - спросили "Известия" у начальника УВД на воздушном и водном транспорте Москвы Алексея Близнюкова.

- Мы проводили инспекции. Самый лучший - "Домодедово". По всему: по технике, подбору кадров, их расстановке, организации контроля, финансовой обеспеченности безопасности. Его можно брать за образец в масштабах всей России. Мне бы не хотелось кого-то хулить. Но вот раньше были проблемы во "Внуково", правда, сейчас пошли сдвиги в сторону улучшения: поставили внутриобъектовые заграждения, запретили въезд машин на летное поле.

Председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев считает меры безопасности в российских аэропортах слишком мягкими по сравнению с европейскими и тем более заокеанскими. Он "однозначно" поддерживает ужесточение этих мер.

- Если уж мы дожили до того, что любое транспортное средство является источником повышенной опасности, тем более самолет, мы вынуждены идти на эти меры. Конечно, не очень приятно, когда тебе в европейском аэропорту предлагают снять пиджак и положить его в досмотровую машину. Или, скажем, разуться... У нас пока это не стало практикой. Но это требование, с которым нужно мириться и понимать его необходимость.

Сам Васильев "готов безропотно" предоставлять свой пиджак и обувь для осмотра....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка