О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Спецслужбы склоняются к версии теракта

Версия теракта как причина гибели лайнера Ту-154, потерпевшего катастрофу в Ростовской области, находит все больше подтверждений

Версия теракта как причина гибели лайнера Ту-154, потерпевшего катастрофу в Ростовской области, находит все больше подтверждений. Как заметил "Ъ" источник в правоохранительных органах, после обследования хвостовой части Ту-154, где находятся туалеты, следствие предположило, что террористка могла пронести с собой на борт небольшую партию взрывчатки, которую легко спрятать на теле, а в ходе полета — выйти в туалет и привести ее в действие. Косвенно эту версию подтверждает тот факт, что среди останков пассажиров одно женское тело было найдено во фрагментированном состоянии, что могло произойти только в случае воздействия взрыва.

Прокуратурой Ростовской области было возбуждено уголовное дело по факту аварии по статье 263 УК РФ ("Преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта"). Как объяснили "Ъ" в прокуратуре, основанием для этого стал факт звонка в ночь трагедии в дежурную часть линейного отдела внутренних дел Ростова от одного из диспетчеров Северо-Кавказского центра автоматизированного управления воздушным движением (СКЦ АУВД) "Стрела" о нападении на экипаж самолета.

Как рассказал "Ъ" начальник районного диспетчерского центра СКЦ АУВД Анатолий Босый, за 40 секунд до исчезновения с экранов радаров экипаж Ту-154 подал диспетчерам специальный сигнал, который означал нештатную ситуацию на борту лайнера. Он отказался уточнить форму сигнала и отличие его от сигналов простого отказа аппаратуры или пожара на борту, сославшись на должностную инструкцию. По его словам, последний сеанс связи с экипажем был в 23.46, тогда командир доложил, что на борту все в порядке и все системы функционируют нормально. Господин Босый сообщил, что данный инцидент напоминает события трехлетней давности, когда Ту-154 той же авиакомпании "Сибирь" исчез с экранов радаров центра над Черным морем и, как потом выяснилось, он был сбит ракетой украинского ПВО.

С другой стороны, заместитель генерального директора АК "Сибирь" Игорь Волков заметил в беседе с "Ъ", что все самолеты авиакомпании оснащены несколькими кнопками тревожной сигнализации, которые могут быть активированы только в случае захвата лайнера. Ее могут нажать первый и второй пилоты в кабине, а также бортпроводники. При этом он считает маловероятным, что кнопка могла сработать сама при ударе машины о землю. Господин Волков остерегся однозначно отвечать на вопрос о теракте, однако признался, что сообщение ФСБ о найденных следах взрывчатого вещества на обломках самолета лишь подтверждают основную версию специалистов "Сибири", входящих в состав государственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы.

Накануне прибывший на место происшествия министр транспорта РФ Игорь Левитин также подтвердил то, что кнопка сигнализации была активирована в воздухе, и не исключил версию теракта. В пятницу же господин Левитин заявил, что следствие рассматривает и версию, связанную с пассажиркой С. Джебирхановой, прошедшей в самолет в аэропорту Домодедово, о судьбе которой до сих пор не побеспокоился никто из родственников и знакомых. Впрочем, по его словам, пока нельзя утверждать, что именно она была "шахидкой".

Как заметил "Ъ" источник в правоохранительных органах, после обследования хвостовой части Ту-154, где у самолета находятся туалеты, следствие предполагает, что террористка могла пронести с собой на борт небольшую партию взрывчатки, которую легко спрятать на теле, а в ходе полета — выйти в туалет и привести ее в действие. В результате взрыва в салоне пожара не возникло, но его хвостовая часть получила серьезное повреждение, и произошла разгерметизация фюзеляжа. После этого на высоте 12 км машина рассыпалась на части, что и объясняет разлет ее обломков в радиусе 25 квадратных километров на земле. А до этого пилоты, видимо, лишь успели нажать кнопку сигнализации.

Источник сообщил, что женщина по фамилии Джебирханова с теми же паспортными данными, что и пассажирка Ту-154, в Москве зарегистрирована, но она не имеет никакого отношения к летевшей этим рейсом женщине. В то же время, утверждает источник, одну из 46 жертв "идентифицировать будет очень сложно, так как от нее осталась одна нога". Как сообщил "Ъ" главврач районной больницы Каменска Александр Карханин, в которой идет опознание тел родственниками, точную причину их смерти до завершения экспертизы останков в ростовском областном бюро судебно-медицинской экспертизы назвать невозможно. Однако, по мнению бывшего начальника 124-й Центральной лаборатории медико-криминалистических исследований Минобороны РФ полковника Владимира Щербакова, если разгерметизация фюзеляжа произошла на высоте 12 км, пассажиры самолета из-за резкого перепада давления должны были мгновенно получить баротравму легких, верхних дыхательных путей и декомпрессию (так называемую "кессонную болезнь"). В этом случае кровь человека фактически "вскипает", что влечет за собой моментальную смерть. По мнению господина Щербакова, пассажиры лайнера умерли, еще не долетев до земли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Ростов-на-Дону». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка