О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Конструктор воздушного превосходства

Работу конструктора М. Симонов называет трудной и диалектичной. Для подобного заявления он имеет полное право. 19 октября он отметил 75-летний юбилей

Работу конструктора Михаил Симонов (человек, создавший самый известный российский истребитель Су-27) называет трудной и диалектичной. Для подобного заявления он имеет полное право. 19 октября он отметил 75-летний юбилей. За это время он не только стал легендой отечественного авиастроения, но и сделал возглавляемую им фирму лидером мирового военного авиастроения - образцом конструкторской мысли, которому хотели бы подражать многие.

Победу одержал шкаф

В конце 80-х фирма Сухого попала в тяжелое финансовое положение. Перестройка лишила оборонщиков госзаказа, а с ним и бюджетных денег. Зарплату рабочим и конструкторам стали задерживать на несколько месяцев. Но Симонов не растерялся - если нет заказа на внутреннем рынке, надо продавать созданные им истребители на экспорт, например, в Китай. Против этой идеи активно выступили некоторые военные. Но стране была нужна валюта, фирме - деньги для выживания. Единственным крупным покупателем нашей военной техники на тот момент был Китай. Причем покупателем своенравным - параллельно с Москвой Пекин вел переговоры с Вашингтоном о возможности закупки и налаживания лицензионного производства американских истребителей. Симонов поехал в Китай.

- В Китае, как и у нас, есть разные люди, - говорит он сегодня. - Например, заместитель командующего ВВС генерал Линь Ху. В корейскую войну он воевал на советских истребителях МиГ-15 против американцев и оказался не только прекрасным летчиком, но и очень проницательным человеком, предвидевшим выгоду сотрудничества с Россией.

- По его просьбе, - вспоминает конструктор, - мне показали совместное с американцами конструкторское бюро. Оборудовано оно было так, что я даже позавидовал: у нас на "Сухом" вычислительные машины размером со шкаф, а у них хоть и больше обычной персоналки, но меньше наших. Американцы не только поставили китайцам новейшие вычислительные машины, но и передали новейшие расчетные методики, которые у нас в КБ Сухого на тот момент только осваивались. То есть всячески пытались соблазнить китайцев купить их самолет. Так что заключение нашего контракта было совсем не таким простым делом. Китай всегда имел возможность выбирать.

- То, что они в итоге выбрали именно наш, а не американский самолет, я считаю настоящей победой нашей инженерной, промышленной, технологической мысли, - уверен Михаил Петрович. - Это очень серьезно повысило авторитет нашей страны.

Не ешь чужих скорпионов

В начале 90-х Россия по межправсоглашению поставила в Китай партию из 24 самых современных на тот момент истребителей Су-27. Передали Пекину и лицензию на их производство. Этот контракт открыл ранее невиданные перспективы. Впервые Москва предложила на экспорт высокотехнологичный продукт и получила за это живые деньги. Но оказалось, что в списке их получателей не значится КБ Сухого. Когда Симонов узнал об этом, он очень удивился. Как же так? Сам создал самолет, сам ездил договаривался о его поставках, а деньги делят смежники? В Минпромышленности были категоричны: "Ты что? Ты кто? Конструктор? Вот и иди, рисуй свои самолеты. Ты же их не производишь..." Цель, ради которой он добивался экспортной поставки, - найти денег для нормального существования фирмы оказалась недостигнутой. Тогда он пошел к и.о. премьер-министра Егору Гайдару и получил разрешение правительства на продажу еще двух самолетов Су-27 в Китай, чтобы в результате направить часть выручки (5%) в КБ. Однако министр внешней торговли Петр Авен встретил идею в штыки: "Ну как вы будете продавать самолеты? Вы же конструктор!".

- Могу, - упрямствовал конструктор. - Первую партию продал. Могу еще два истребителя продать.

- Так то по межправсоглашению, - возражал Авен. - Как ты еще два за просто так продашь?

Накал страстей был такой, вспоминает Михаил Петрович, что разговор перешел на крик. Тут в кабинет вошел какой-то армейский генерал и взял инициативу в свои руки. Заставил спорящих пожать руки и предложил им заключить пари: если Симонов не продаст два истребителя китайцам, то поставит министру ящик шампанского, а если продаст, то ящик ставит министр. На том и разошлись. Симонов получил письменное разрешение правительства на продажу.

- Единственное, что меня смущало, - вспоминает Михаил Петрович, - это то, что разрешение дали, а лицензии, дающей право торговать, нет. Но тогда было как-то не до этого: лицензию оформлять - несколько лет, а деньги конструкторам и рабочим платить нужно каждый месяц.

Тем не менее, когда в Жуковский на презентацию Су-27 приехал президент Борис Ельцин, Симонов решил подстраховаться. После того как облазил с главой государства практически весь самолет от кабины до двигателя, заговорил о том, что экспорт этой техники может принести стране многомиллиардные доходы, даст средства фирме "Сухого" для дальнейшего развития. Ельцину идея понравилась, и он дал согласие. Симонов полетел в Китай.

- Сидим на переговорах, - описывает ситуацию Михаил Петрович, - обговариваем детали. Рядом со мной наш полковник сидит, что-то записывает на бумажке. На следующий день в посольстве ко мне подходят ребята и говорят: "Петрович, а на тебя "телега" в Москву пошла, дескать, ты без лицензии продаешь два сверхсекретных истребителя". Я опешил, - вспоминает конструктор. - И очень живо представил, как схожу с трапа самолета, а меня тут же "под белы рученьки", и везут в тюрьму. Что делать? Тут я и вспомнил о разговоре с Ельциным. Пошел к послу, говорю, можно телеграмму в Москву президенту направить... Посол оказался человеком дальновидным, разрешил, а к моим словам о необходимости заключения контракта приписал, что Китай очень большая и богатая страна и что заключение подобных контрактов открывает перед нами большие перспективы.

На следующий день китайцы повезли Симонова обедать, в одном из императорских дворцов был накрыт обеденный стол. Как вспоминает конструктор, в качестве главного деликатеса подали блюдо - горка риса, а на ней лежит большой черный жареный скорпион.

- Не успел я еще сообразить, что к чему, как вчерашний мой "благодетель" - полковник слопал своего и, видимо, посчитав, что своего я есть не буду, потянулся к моему скорпиону, - с улыбкой вспоминает Симонов. - И съел. Вечером того же дня пришел ответ из Москвы на мою телеграмму президенту. Полковника срочно отозвали на родину. Тут-то я и подумал: не ешь чужих скорпионов...

Ах, Вам контракт не нужен?

Теперь уже знаменитый контракт на поставку многофункциональных истребителей Су-30МКИ в Индию тоже начинал продвигать Михаил Симонов. Переговоры в Дели, как вспоминает конструктор, шли еще сложнее, чем с китайцами. Не первый час Симонов объяснял индийцам преимущества машины, когда в кабинет вошел скромно, если не сказать бедно, одетый седой человек. Представили его как советника министра обороны. Постоял, послушал и вдруг говорит: ваш самолет слишком тяжелый и большой, его любой "Фантом" собьет.

- Я ему в ответ: зато у нас маневренность лучше, дальность полета больше, ракетно-бомбовой нагрузки мы берем больше, - даже сейчас, вспоминая этот эпизод, Симонов вскипает. - А он свое: это плохой самолет, нам такие истребители не нужны. Ну, тут я не выдержал и взорвался. Авторучку об пол швырнул и говорю: раз вам контракт не нужен, значит, он и нам не нужен. Сел за стол и замолчал.

Гнетущее молчание нарушил вице-маршал индийских ВВС Кришна Свами: главный конструктор господин Симонов доклад закончил. Давайте обсудим детали, мы, наверное, можем принять решение.

Впоследствии выяснилось, что бедно одетый человек - Абдул Калам - оказался не только советником министра обороны, но и одним из самых известных индийских ученых, создателем "ядерного проекта", баллистических ракет "Агни" и "Притхви". Сегодня он президент Индии. Но Симонов обиделся всерьез. И когда после подписания контракта в Москву прилетел министр обороны Индии Джордж Фернандес, на прием в посольство Симонов не пошел. На следующий день военный атташе Индии привез ему личное приглашение от министра обороны. В дверях своей резиденции Фернандес попросил прощения за прошлый инцидент. На том и помирились.

Господство в воздухе

"Российские истребители Су-30МКИ лучше основного американского истребителя завоевания господства в воздухе F-15С "Игл". Военно-воздушные силы стран, на вооружении которых находятся эти машины, имеют определенное преимущество и в перспективе могут представлять угрозу американским ВВС". Как ни парадоксально, но эти слова прозвучали не от представителей российского оборонно-промышленного комплекса, а от американских военных. Генерал Хал Хомбург, возглавляющий командование истребительной авиации ВВС США, в интервью газете USA Today рассказал, что индийские Су-30МКИ в трех из четырех учебных боев одержали победы над F-15С из 3-го воздушного крыла базы ВВС США в Элмендорфе, штат Аляска.

Впрочем, генеральный конструктор КБ "Сухого" гордится не только тем, что создал самый совершенный истребитель мира. Есть у него еще одна страсть - спортивные самолеты. Они, так же как и боевые истребители, непобедимы в небе. И так же распространены по всему миру. Например, на прошлом чемпионате мира по пилотажному спорту российская команда на Су-29 и Су-31 завоевала 22 из 24 возможных золотых медалей. Гордится он и тем, что заложенные им в его машинах идеи получают дальнейшее развитие. Нынешний генеральный директор АКХ "Сухой" Михаил Погосян - ученик Симонова - работает над истребителем 5-го поколения. Машина должна быть готова к 2008 году. Что это будет за самолет, ни на фирме, ни сам Симонов не говорят. Процесс, как утверждает конструктор, "идет сам собой", а они только следят за тем, чтобы машина получилась красивой.

Станет ли "Сухой" всемирным монополистом

За последние 7 лет компания "Сухой" и "Рособоронэкспорт" заключили экспортные контракты на продажу за рубеж более 160 самолетов марки "Су" на общую сумму свыше $12 миллиардов. Около 250 самолетов будут произведены в ближайшие годы за рубежом по лицензии при непосредственном участии российской авиастроительной фирмы. В 2002 году на экспорт было поставлено 60 самолетов марки "Су", а прибыль от их продажи составила $1,6 миллиарда, или свыше трети всех экспортных объемов поставок российской техники за рубеж. В 2003 году "Рособоронэкспорт" уже заключил и парафировал экспортные контракты по поставке "Сухих" на сумму свыше $2 миллиардов. В перспективе ожидается заключение контрактов еще на 150 боевых машин на сумму $8 миллиардов.

По оценкам американской экспертной фирмы "Тил груп", с 1994 года по 2004 год "Сухой" поставил на рынок 444 тяжелых истребителя и штурмовика большого радиуса действия и завоевания господства в воздухе: Су-27, Су-30, Су-35 и их модификации. Впереди нее могут быть только Lockheed Martin с истребителем F-16 Falcon (оценка продаж - 604 машины) и McDonnell Douglas с истребителем FА-18 AC Hornet (464 машины). Однако дальнейшее развитие самолетостроительной программы "Сухого" может привести к доминированию создаваемых ею самолетов на мировом рынке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка