О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бразильские расклады

В Бразилии готовятся к визиту президента России В. Путина. Скорее всего, в повестке останется обсуждение программы F-X BR по приобретению ВВС Бразилии 12 многоцелевых истребителей

В Бразилии готовятся к визиту президента России Владимира Путина в начале ноября с. г. Уточняется список вопросов, которые выносятся на обсуждение с бразильским президентом Лулой да Силва. Скорее всего, в повестке останутся обсуждение программы F-X BR по планируемому приобретению ВВС Бразилии 12 многоцелевых истребителей и совместные шаги в области освоения космического пространства.

Вообще, у Путина и Лулы - громадное множество тем, которые стоит обсудить в свете расширения взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами. Бразилия - большая страна, с населением в 175 млн., пятая в мире по занимаемой территории и девятая - по валовому национальному продукту (ВНП).

При всей важности программы F-X BR и тендера "Аэрофлота" на поставку самолетов региональных линий они вряд ли займут в повестке визита то место, которое им определили журналисты некоторых российских СМИ. Скорее всего, самым важным вопросом для Лулы будет снятие напряжения в торговых отношения между Бразилией и Россией после введения Москвой ограничений на импорт бразильского мяса. По данным бразильских СМИ, из-за них Бразилия в день теряет 4 млн. долл. в виде утраченной выгоды от незаключенных контрактов.

Для России же представляет большой интерес совместная эксплуатация космодрома в Alcantara. Он расположен близко к экватору, что позволяет максимально эффективно использовать энергетику ракеты-носителя для вывода на орбиту полезной нагрузки. Запуски коммерческих спутников российскими ракетами с территории Бразилии могут оказаться очень выгодным бизнесом для наших стран.

Что касается программы F-X BR, то это - весьма чувствительная тема для нового бразильского руководства, принимая во внимание обязательства, которые оно приняло во время выборной кампании. С одной стороны, выборная кампания нынешнего президента опиралась на поддержку со стороны Embraer. А посему Лула чувствует себя "обязанным" менеджменту Embraer, что подразумевает его поддержку предложениям этой фирмы. Из 15-16 тыс. занятых в аэрокосмической промышленности Бразилии на Embraer сегодня работают более 13 тыс. Вместе со своим акционером - французской фирмой Dassault Aviation - Embraer предлагает ВВС Бразилии истребитель Mirage-2000BR.

С другой стороны, Лула также имеет обязательства перед верхушкой бразильских Вооруженных Сил, в том числе и предвыборное обещание обеспечить ВВС Бразилии современными истребителями, максимально удовлетворяющими их требованиям. Отношение бразильских военных к Mirage-2000BR однозначное: категорическое неприятие. Французский истребитель не удовлетворяет многим условиям, которые выдвинули ВВС Бразилии к своему будущему основному типу боевого самолета. Он уже фактически снят с производства во Франции (ВВС и ВМФ этой страны уже получают самолет следующего поколения Rafale).

По информации из МО Бразилии, тендерным требованиям куда лучше соответствуют шведский Gripen и российский Су-35. "Суховский" истребитель предпочтительнее как с точки зрения его летно-технических данных, так и в плане организации послепродажного обслуживания.

Для Лулы крайне важно найти решение, которое бы устроило как военных, так и Embraer. Первые уже неоднократно говорили президенту, что они не приемлют выбор Mirage-2000BR. Поэтому в политической плоскости вопрос скорее всего разрешится следующим образом: ВВС получат Су-35, а Embraer - компенсации.

Какие компенсации возможны? Сама собой напрашивается тема "обмена" Су-35 на продукцию Embraer или офсетные программы. Решения могут быть разные и они активно прорабатываются. Однако "Рособоронэкспорт" настойчиво выдерживает принципиальную позицию, по которой значительная часть стоимости контракта по поставке истребителей с вооружением и созданию на территории заказчика инфраструктуры по обслуживания российской техники должна оплачиваться "живыми" деньгами. Иначе российская промышленность просто не сможет произвести запрашиваемую Бразилией технику. Не следует забывать, что интересы силовых и гражданских структур Бразилии не ограничиваются только истребителями. Их также интересуют российские вертолеты, в частности, Ми-17, как в военном, так и гражданском вариантах.

Не менее жесткую позицию заняло и руководство Embraer. И такая позиция - вполне объяснима. У бразильской фирмы наметились серьезные осложнения с реализацией уже построенных и находящихся на сборке новейших региональных самолетов семейства ERJ-170/175 и -190/195.

Уже после запуска программы создания этих машин основные покупатели по разным причинам либо вовсе отменили, либо сократили свои первоначальные заказы. В числе "отказников" - и так называемый "стартовый заказчик" (launch customer) ERJ-170 - более не существующая швейцарская авиакомпания Crossаir. Частично ее заказ "по наследству" перешел Swiss International Air Lines. Эта авиакомпания продолжает "по инерции" выступать стартовым заказчиком и для новейшего ERJ-195, который еще не прошел летные испытания. Однако, как недавно признался исполнительный вице-президент Embraer г-н Frederico Curado, "заказчик вряд ли возьмет первые самолеты, как ранее планировалось, в 2006 г.". Более того, Swiss может вообще отказаться от ERJ-195.

Под большим вопросом - платежеспособность американских заказчиков, в частности US Airways. В настоящее время эта авиакомпания находится на пороге банкротства. В конце сентября Embraer объявил о прекращении поставок ей готовых самолетов. В соответствии с действующими контрактами бразильцы должны поставить US Airways еще 63 ERJ-170. Есть вопросы и по реализации заказа итальянской авиакомпании Alitalia, которая уже получила первую партию ERJ-170. Она тоже испытывает сложности финансового характера.

Есть информация, что менеджеры Embraer готовы отказаться от программы Mirage-2000BR (что и понятно: пока бразильцы кроме маркетинговых усилий ничего не предпринимали), но тяжелая ситуация со сбытом самолетов ERJ-170/175 и ERJ-190/195 вынуждает их продолжать оказывать давление на правительство, требуя помощи в реализации собственной продукции.

Высокие импортные пошлины в России на самолеты зарубежной постройки мешают продвижению на российский рынок бразильских авиалайнеров. Отмена этих пошлин, полагают в Бразилии, позволила бы Embraer на равных соревноваться с российскими конкурентами. Там уверены, что в условиях свободной торговли их продукция окажется предпочтительнее в глазах российских авиакомпаний.

Действительно, по некоторым данным, в случае большого заказа, они готовы "отпустить" ERJ-170 за 22-24 млн. долл., то есть несколько дешевле, чем каталожная цена на Russian Regional Jet (RRJ) разработки "Гражданских самолетов Сухого". И близкой к 18-20 млн. долл., запрашиваемым за российско-украинский Ан-148.

Но по вопросу отмены импортных пошлин "насмерть стоят" отечественные производители. Они справедливо полагают, что, придя на наш рынок, Embraer здесь обоснуется "всерьез и надолго" и мечты по налаживанию массового производства RRJ, Ан-148 и Ту-324/334 разобьются о суровую действительность.

Бразильские аналитики считают, что правительство их страны, скорее всего, решится на закупку российской авиатехники в обмен на снятие Россией эмбарго на импорт бразильского мяса и обещание смягчить таможенный режим в отношении другой бразильской продукции.

Что же касается прогноза развития событий (обмен Су-35 на ERJ), изложенного в газете "Коммерсант", то он представляется сомнительным. Во-первых, стоимость 50 самолетов ERJ-170, даже с учетом всевозможных скидок от официальной каталожной цены, составляет как минимум 1,1 млрд. долл. А на программу F-X BR предполагается выделить только 760 млн. долл. Разница весьма значительная, а посему вариант "простого обмена" не проходит.

Теперь что касается возможности налаживания на КнААПО (как, впрочем, и других отечественных предприятиях) производства частей к бразильским региональным самолетам. Даже если постановку производства начать немедленно, сделанные в России детали попросту не успеют попасть на самолеты "Аэрофлота". Авиакомпания требует начать поставки уже в 2005 г., причем победитель тендера будет назван только в марте того же 2005-го.

Про выпуск частей для ERJ, сборка которых налажена в Китае для местных перевозчиков. Как известно, китайские авиакомпании заказали самолеты типа ERJ-145, тогда как в тендере "Аэрофлота" предлагается более крупная и современная модель ERJ-170. Налаживать же в России производство частей для ERJ-170 с прицелом на китайских потребителей - глупо. В 2008 г. в Китае развернется строительство собственной модели ARJ-21 в размерности ERJ-170, на создание которого правительство КНР выделяет более 600 млн. долл.

Более того, Бразилии не выгодно менять "эмбраеры" на Су-35, ориентируясь на каталожные цены! Если дело идет о бартере, то стране лучше расплачиваться мясом или кофе. Дело в том, что доля бразильского труда в ERJ - не более 20%. Оставшаяся часть приходится на покупные изделия (двигатели, авионику, бортовые системы и т.п.), импортируемые из США и Европы. В стоимости пассажирского самолета силовая установка занимает порядка 40%, авионика - еще 20-25%. Ничего этого в Бразилии не делают. Основная часть бразильского вклада - планер, а он "тянет" не более чем на 10-15%. Что же касается Су-35, то здесь картина обратная: практически все делается российской промышленностью в кооперации с предприятиями стран СНГ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка