О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Куда летит "Сибирь"?

Восторги по поводу прихода этим летом в Челябинск авиакомпании "Сибирь" в последнее время сходят на нет, уступая место отдельным критическим репликам

Восторги по поводу прихода этим летом в Челябинск авиакомпании "Сибирь" в последнее время сходят на нет, уступая место отдельным критическим репликам - в Интернете, в средствах массовой информации. Общий смысл недовольства сводится к тому, что надежды на какой-то особенный сервис компании пока не оправдываются. Обещанный еще летом руководством "Сибири" Ил-86 так и не "встал" на Москву. А цена полета бизнес-классом на Ту-154 из Челябинска до Москвы - 15000 рублей - неприятно удивляет даже очень состоятельных граждан (справедливости ради скажем, что обычный тариф в эконом-классе не такой заоблачный - 4500 рублей). География полетов из Челябинска после прихода "Сибири" резко сократилась.

Условия в местном аэропорту по-прежнему оставляют желать лучшего. Похоже, от отчаяния летчики "Энкора" публикуют в прессе за деньги письмо, в котором рассказывают общественности, по сути, о "смерти" базирующейся в Челябинске компании, некогда входившей в десятку лучших в стране, о массовом увольнении квалифицированных пилотов, специалистов коммерческой службы, бортпроводников... После того как "Энкор" перестал выполнять рейсы в Москву, заговорили о том, что в челябинском небе снова запахло монополизмом, на этот раз "в исполнении" "Сибири"...

Есть ли основания для беспокойства у южноуральцев, летающих самолетами? Заинтересованы ли новые собственники авиапредприятия в развитии местного аэропорта как одного из крупных транзитных центров страны или Челябинск останется "воздушной провинцией"? Как будут развиваться события дальше? На эти вопросы мы попытались найти ответы.

Все - через Москву

В свое время бывший собственник "Энкора" Сергей Яшин сильно гордился тем, что именно челябинская компания открыла прямые рейсы в Германию впервые на Урале. По этому случаю устраивались, как водится, презентации, пресс-конференции, было сказано много слов о том, как это удобно и просто "круто" - лететь напрямую из региона в Германию. И вот теперь рейсы в Ганновер и Франкфурт тихо "закрыли". Всем желающим предлагается лететь в Германию через Москву. Так же обстоит дело с полетами в южном направлении - в Краснодар, Минеральные Воды или Сочи. Отменены рейсы из Челябинска и на Север - в Новый Уренгой, Норильск, Иркутск... Попытки получить комментарии по поводу столь радикальной реформы в Челябинском авиапредприятии (ЧАПе) успехом не увенчались. Гендиректор ЧАПа Сергей Солнцев признался, что не горит желанием отвечать за "Сибирь", и мягко отказался от комментариев.

Его заместитель Евгений Морозов также не был расположен общаться с прессой - оказался занят. В представительстве компании в Новосибирске посоветовали обратиться в пресс-службу "Сибири" в Москве, к Илье Новохатскому, который "отвечает за Челябинск". В пятницу днем на работе его "уже не было", а в понедельник утром "он уехал в командировку до четверга". Хоть нам лично и не удалось получить официального комментария "Сибири", позицию компании в общих чертах узнать удалось: на сегодня существуют три транспортных узла (так называемые хабы), откуда компания летает по всей России и за границу, - это Москва, Новосибирск и Иркутск.

Челябинск пока хабом не является. Хотя, возможно, "сибиряки" обоснуются и на Южном Урале, и тогда Челябинск станет четвертым хабом "Сибири". Во всяком случае, об этом представители компании заявляли неоднократно. Только случится это не скоро, даже не в следующем году.

Так что челябинским пассажирам придется привыкать к урезанной сетке полетов и неудобствам полетов через Москву. Или по привычке ехать в Кольцово.

Разные подходы

Специалисты, не один год проработавшие в Челябинском авиапредприятии, утверждают, что разница между "Сибирью" и "Энкором" заключается в подходах. Для первой челябинский рейс до столицы - один из многих, а для второй компании - это был рейс номер один внутри страны со всеми вытекающими отсюда плюсами и особым подходом к сервису.

Для "Сибири" на сегодня главным является московское направление как наиболее выгодное в финансовом смысле, а кроме того, это дополнительная возможность загрузить челябинцами свои рейсы, вылетающие из столицы. Для "Энкора" Москва тоже была привлекательным маршрутом, но одновременно годами создавалась по-своему уникальная сеть маршрутов, соединявших через Челябинск южные города, в том числе и в странах СНГ, с городами на Севере. Теперь эта схема оказалась разрушенной.

Хотя "Энкор" продолжает выполнять рейсы в Алма-Ату, Баку, Бишкек, Душанбе, Худжант, но вопрос, насколько они будут прибыльными без "подпитки" с Севера и долго ли продержатся, остается открытым. Тем более что самый лакомый кусочек "Энкора" -самолеты Ту-154 с неплохим летным ресурсом - перекрашивается в цвета "Сибири". Скептики вообще полагают, что в конце концов "Энкор" окажется никому ненужным и "умрет естественной смертью". А "Сибирь", по сути, снова станет монополистом в небе над Челябинском, за что в свое время критиковали "Энкор". Но это всего лишь прогнозы.

Что касается сокращения персонала, то тут снова разные подходы. То, что для пилотов "Энкора" трагедия, для руководства "Сибири" - "реструктуризация бизнеса".

Обеспокоенность есть. Легкая

В областной администрации, как нам показалось, испытывают "легкую обеспокоенность". Все-таки после прихода "Сибири" объем авиационных перевозок из столицы Южного Урала снизился, в общей сложности 16 рейсов отменено. Все это, увы, не способствует престижу региона и не увеличивает возможности жителей региона - потенциальных пассажиров воздушного транспорта.

- Согласитесь, летать в другие города через Москву, как предлагает "Сибирь", не всегда удобно, - сообщили нам в управлении инженерной инфраструктуры, - нам бы хотелось, чтобы в Челябинск чаще летали самолеты и других авиакомпаний. Нет пока у нас и перспективного плана действий "Сибири" на Южном Урале. Для конкретного разговора нужен контакт с собственником. Сейчас готовится встреча первого вице-губернатора Владимира Дятлова с владельцем 54 процентов акций Челябинского авиапредприятия Владиславом Филевым. Вроде бы есть понимание со стороны "Сибири", что эти вопросы надо обсуждать. На прошлой неделе состоялась встреча Владимира Дятлова и председателя совета директоров Челябинского авиапредприятия Александра Мертена.

"Все будет"

Наш звонок застал Александра Мертена за границей, но, несмотря на это, он любезно согласился прокомментировать "челябинскую ситуацию".

- Да, есть программа развития Челябинского авиапредприятия, она уже выполняется. Может быть, ее результаты не столь заметны. Конкретной работой мы занимаемся всего месяц, до этого, как вы знаете, решались всевозможные организационные проблемы, связанные с собственностью объекта. Первоочередная задача на сегодня - это подготовка аэропорта к зиме, идут ремонт отопительной системы, закупка антиобледеняющей жидкости для взлетной полосы и воздушных судов, проводятся другие необходимые работы. Следующей задачей будет создание условий для более качественного обслуживания пассажиров.

- Будет ли расширяться география полетов из Челябинска?

- Безусловно. На московском направлении останавливаться никто не собирается. Больше того, с ноября мы начинаем более активное взаимодействие с другими авиакомпаниями. Мы планируем, что из Челябинска будут выполняться рейсы не только "Сибирью", но и "Уральскими авиалиниями", "Аэрофлотом", другими компаниями.

- Когда челябинцы смогут полететь в Москву на обещанном аэробусе Ил-86?

- Могу сказать, в перспективе планируется привлечь сюда не только Ил-86, но и "Боинги", и аэробусы A310. Вопрос в том, что для создания условий для приема такого типа судов потребуются немалые финансовые средства. Работы в этом направлении начнутся, но никак не раньше следующего лета.

Вместо послесловия

Эмоционально понять недовольство "Сибирью" челябинцев, привыкших к в общем-то неплохому сервису "Энкора", можно. Чуда пока действительно не происходит. Но достаточно ли было времени у новых собственников, чтобы поднять авиационный сервис в Челябинске на принципиально новый уровень? Собственников, для которых, надо отдавать себе отчет, наш город - не самый главный в системе приоритетов.

Но, как нам представляется, все возможности для создания современных воздушных ворот в аэропорту Баландино есть. Как со стороны местных властей, так и со стороны "Сибири" - крупнейшего авиаперевозчика внутри России. Компания готова, кажется, отказаться и от монополии на челябинское небо: ведутся переговоры о возможности выполнения рейсов из Челябинска "Уральскими авиалиниями", а с 31 октября "Аэрофлот" начинает летать ежедневно в Шереметьево, правда, пока в вечернее время. Как скоро Челябинск станет современным авиатранспортным центром (хабом)? Поживем - увидим!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Челябинский рабочий». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка