Газета
29 октября 2004, 12:37
Копию Airbus и Boeing
Правительство в очередной раз озаботилось созданием объединенной авиастроительной компании, объединяющей крупнейших разработчиков и производителей военной и гражданской авиатехники
Все в куче, кроме двигателей
Вчера руководитель департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго Юрий Коптев представил очередную концепцию создания объединенной авиастроительной компании (OAK). Согласно ей в 2005 году в России появится консорциум, который объединит всех разработчиков военной и гражданской авиатехники. За бортом консорциума останутся разве что двигателестроители. "Пермским моторам" и НПО "Сатурн" отдан карт-бланш по созданию отдельного центра двигателестроения. Главная задача консорциума - определиться с тем модельным рядом, который необходимо развивать в первую очередь. Конкурентоспособными, по мнению Коптева, станут разрабатываемые сейчас региональный самолет RRJ и средне-ближнемагистральный МС-21.
Заседание правительства, на котором концепция должна быть рассмотрена, пройдет в ноябре. Если документ одобрят, единая компания, объединяющая всех крупнейших разработчиков и производителей военной и гражданской авиатехники, может появиться в России уже в 2007 году. OAK будет разделена на субхолдинги, занимающиеся отдельно боевой, гражданской и военно-транспортной авиацией, а также производством авиакомпонентов.
Коптев пошел по пути Клебанова
С таким же оптимизмом чиновники представляли предыдущую концепцию реструктуризации авиапрома три года назад. Она практически ничем не отличалась от того, что анонсировал вчера Коптев. Тогда планировалось в течение трех лет создание шести крупных интегрированных структур - "МиГ", "Туполев", "Камов", "Ильюшин", "Сухой" и завод имени Миля. Хотя эту идею практически удалось реализовать, второй, наиболее важный этап по объединению этих структур в два крупных холдинга застопорился. Предполагалось, что уже в этом году объединятся в одну структуру. "МиГ", "Туполев" и "Камов", а во вторую - "Ильюшин", "Сухой" и завод имени Миля. А затем обе структуры должны были войти в единую корпорацию, что, впрочем, так и осталось на бумаге.
Предприятия сократят вдвое
Для более эффективной работы OAK в Минпромэнерго считают необходимым сократить избыточные мощности. Число производящих предприятий будет уменьшено вдвое. "Наша авиационная промышленность, в которой работают около 500 тыс. человек, в рамках оборонного комплекса выпускает 45% общего объема продукции. Это 6-6,5 млрд. долларов, - говорит Юрий Коптев. - При этом европейская авиационная промышленность при занятых в ней 400 тыс. человек выпускает продукции на 60 млрд. евро". Сократят те предприятия, которые, по словам Коптева, "ничего не производят и только сдают свои помещения в аренду".
"Создание консорциума опоздало на 3-4 года"
По мнению Юрия Коптева, для нормальной работы OAK необходимо госфинансирование в размере 1,7 млрд. долларов ежегодно (сейчас господдержка авиастроения составляет около 100 млн. долларов в год. - Газета). Деньги Минпромэнерго предлагает взять из стабилизационного фонда, оправдывая это тем, что при условии нормального финансирования к 2012-2014 годам доля России в мировом производстве гражданской авиационной техники составит 10%. "К 2013 году OAK сможет производить до 120 дальнемагистральных самолетов, составив реальную конкуренцию мировым лидерам по производству авиатехники - Airbus и Boeing", - утверждает Юрий Коптев. Оптимизма чиновника не разделяют эксперты. "Идея создания авиационного консорциума запоздала как минимум на 3-4 года", - считает директор Центра ACT Руслан Пухов. Необходимым условием успеха создания авиационной корпорации, как считает эксперт, является увеличение доли закупок гражданской авиационной техники через систему лизинга, и второе условие - необходимость закупок авиационной техники через гособоронзаказ Минобороны. По мнению Руслана Пухова, эти закупки должны составить не менее 50 боевых самолетов в год. Для сравнения, в этом году было модернизировано 5 машин, закуплено - ни одной.
Если раньше промышленность выпускала ежегодно 300-350 гражданских авиалайнеров и держала 17-20% мирового рынка, то сейчас на крупнейших авиазаводах производится не более 10 гражданских самолетов. Не лучше ситуация в производстве военной авиапродукции. Из-за отсутствия в последние 10 лет заказов Минобороны на закупку боевых самолетов ведущие российские компании - "МиГ" и "Сухой" - все эти годы держатся на плаву только за счет экспортных поставок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Сентябрь 30, 2024
На пути к шестому поколению двигателей
Октябрь 3, 2024
Авиакомпания KLM сократит расходы и откажется от части инвестиций
Октябрь 3, 2024
До аэропорта "Туношна" пустят дополнительные автобусные рейсы
Октябрь 3, 2024
Авиакомпания "РусЛайн" открывает рейсы по новому направлению Ярославль - Москва (Внуково)