О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Стратегическая авиация получает новое оружие

Дальняя авиация России разрушила монополию США на использование неядерных крылатых ракет большой дальности

Дальняя - стратегическая - авиация России разрушила монополию США на использование неядерных крылатых ракет большой дальности. В этом году на вооружение стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160 поступила новая неядерная крылатая ракета большой дальности, способная, как говорят стратеги, "доставить гостинец в форточку". Тем самым одна из самых эффективных российских систем вооружения, отмечающая в декабре свое 90-летие, получит вторую жизнь. Авиаракетоносцы смогут применяться для нанесения не только ракетно-ядерных, но и "точечных" ударов.

Военно-воздушная база Энгельс под Саратовом. Именно здесь располагается стратегический резерв верховного главнокомандующего: несколько десятков стратегических воздушных ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160 - одна из составляющих российской ядерной триады.

В структуре ответно-встречного ядерного удара стратегической авиации всегда отводилась второстепенная роль: после удара РВСН и стратегических атомных подводных лодок Военно-морского флота нанести, образно говоря, "контрольный" выстрел по оставшимся непораженными целям на территории вероятного противника. Ради этого еще несколько лет назад эти самолеты несли постоянное боевое дежурство в нейтральных водах СССР и России, готовые в любой момент выпустить десятки ядерных крылатых ракет Х-55. Однако политическая разрядка начала 90-х поставила грозные ракетоносцы на прикол. Некогда суточные полеты к берегам США сменились для экипажей "стратегов" месяцами ожидания команды на вылет.

Год назад все изменилось. Ту-95МС, или, как его еще называют натовцы, "Медведь", и Ту-160 - "Черный Джек" (по-нашему, "Белый лебедь") снова поднялись в воздух.

Подполковник Олег Михайлишин, замкомандира эскадрильи по воспитательной работе, а еще неделю назад помощник штурмана эскадрильи - с самого утра на аэродроме. Несколько месяцев не было полетов. В сентябре прошлого года из-за пожара в двигателях разбился Ту-160, погибли четыре члена его экипажа. В части работала комиссия, детально изучавшая состояние каждого бомбардировщика.

- Сегодня командир полка "поднимает" в качестве второго пилота моего товарища, - делится Олег. - После таких длительных перерывов в полетах это всегда сложно и ответственно.

- В отличие от истребителя, где один пилот принимает все решения, - говорит командир дивизии стратегических ракетоносцев генерал-майор Анатолий Жихарев, - ракетоносцем управляет коллектив. На Ту-160 это 4 человека, на Ту-95МС - 7. От слаженности их действий, профессионализма зависит практически все.

Одно из условий выполнения ракетоносцами своей задачи - дозаправка в воздухе. Представьте, говорит Жихарев, надо найти в заданной точке воздушный танкер, сравнять с ним скорость, подойти на дистанцию в 26 метров и попасть топливоприемником в 80-сантиметровый заправочный конус. А потом удерживать машину, чтобы контакт был непрерывным. И все это на скоростях в сотни километров в час.

Виртуозами не рождаются - ими становятся. Причем, как это ни парадоксально звучит для летчика, именно на земле. Каждый вылет стратеги отрабатывают в классе предполетной подготовки. Вооружившись модельками самолетов, серьезные полковники, майоры и капитаны "кружат" по нарисованной мелом на полу схеме полета, получают команды от руководителя с "земли", отвечают ему о выполняемых маневрах и показаниях пока еще виртуальных приборов.

"Пеший по-летному" полет - вещь обязательная. Его практиковали даже в советские времена, когда налет составлял 120-180 часов. Сегодня он важен вдвойне - летная норма для стратега всего 60 часов.

- Это очень мало, - признается Жихарев. - Тем сложнее сохранить достигнутый в ходе боевой учебы профессиональный уровень, подготовить молодых командиров экипажей.

При таких ограничениях классная подготовка обретает особое значение. Например, в одном из учебных классов дивизии есть схема действий экипажей при выходе из строя одного, двух, трех и даже всех четырех двигателей! После этого становится понятно, почему погиб в сентябре экипаж Ту-160. Летчики до последнего боролись за жизнь машины, не позволив автоматике, хотя такая возможность и была, катапультировать их, как только возникла опасность для жизни.

Летают в дивизии не все. В основном командный и инструкторский состав. Это костяк, способный передать свои навыки молодежи. Для ее подготовки используют летный тренажер, созданный на базе Ту-134. В этом году из 15 кандидатов на командирское кресло Ту-160 отобрали всего двух капитанов. Теперь их ждет очередной этап подготовки уже на настоящих "стратегах".

Несмотря на трудности, Жихарев с оптимизмом говорит о перспективах развития дальней авиации. В прошлом году его подчиненные выполнили ряд сложных боевых задач: приняли участие в крупномасштабных учениях на Дальнем Востоке, проводили пуски крылатых ракет в Индийском океане, в этом году навестили берега Англии и Канады, облетели Северный полюс, сейчас готовятся к участию в учениях, спланированных на начало следующего года.

Для подчиненных Жихарева они станут по-своему сложным и новым испытанием. Впервые дальняя авиация получает новый класс неядерных дальнобойных высокоточных крылатых ракет. В рамках гособоронзаказа в 2005 году на вооружение будет поставлено 2 новых ракетоносца Ту-160. Причем один из них в новой комплектации - рассчитанный под применение исключительно бомбового вооружения. Машина способна поднять его аж 45 тонн и с такой же точностью, как и крылатые ракеты, направить на цель. Это открывает не только новые боевые возможности "стратегов", но и делает реальным применение этих машин в ходе проведения антитеррористических операций....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка