О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Наследство Лесунова

ОАО "УМПО" уверенно сохраняло передовые позиции среди двигателестроительных предприятий. Это - несомненная заслуга генерального директора В. Лесунова

В последние годы ОАО "УМПО" уверенно сохраняло передовые позиции среди двигателестроительных предприятий бывшего СССР. Это - несомненная заслуга генерального директора Валерия Лесунова. После ухода из жизни Валерия Павловича перед его последователями стоит задача по продолжению выбранного им курса.

Ведущее свою историю с 1925 г., ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО) занимается производством и ремонтом авиационных двигателей и наземных силовых установок на их базе (для выработки электроэнергии, газоперекачки), изготовлением комплектующих к автомобильным моторам, сборкой мотоблоков, снегоходов и другой техники. На предприятии трудятся 19 тыс. человек, а его продукция эксплуатируется в 49 странах мира. В основном она представлена турбореактивными двигателями АЛ-31 на истребителях семейства Су-27/30, Р-11/Р-13/Р-25 на МиГ-21, Р-29 на МиГ-23/27 и Р-95Ш/Р-195 на штурмовиках Су-25.

За последние три года УМПО увеличило объем производства в 2,3 раза, дважды становилось лучшим предприятием-экспортером страны. На ближайшие пять лет у завода имеется портфель заказов, обеспечивающий рост производства 20-25% ежегодно. В 2003-2004 гг. УМПО провело модернизацию корпоративной информационной сети, внедрив высокопроизводительный вычислительный комплекс IBM, интенсивно осваивало CALS-технологии (информационная поддержка жизненного цикла изделий).

Личный вклад Лесунова в успех предприятия был по достоинству оценен. Несколько лет Валерий Павлович входил в число 100 лучших менеджеров России, а в этом году стал лауреатом национальной премии "Человек года-2004".

Решением совета директоров ОАО "УМПО" временное исполнение обязанностей генерального директора возложено на технического директора Юрия Пустовгарова. От нового руководства УМПО в значительной степени зависит путь дальнейшей консолидации российской двигателестроительной промышленности, считает директор "Центра анализа стратегий и технологий" (АСТ) Руслан Пухов. "Сейчас мы имеем, с одной стороны, - "Сатурн" с его лучшим в данной подотрасли современным и агрессивным менеджментом, стратегическим видением перспективы, лучшим КБ (московский инженерный центр, бывш. КБ Архипа Люльки. - Прим. ред.), но с отсутствием промышленной площадки для производства хорошо продающихся военных двигателей. С другой стороны, имеется хорошо локализованный уфимский завод, у которого, однако, весь бизнес строится на продаже одного продукта в одну страну (В Индию поставляются Су-30МКИ с двигателями АЛ-31ФП сборки УМПО. - Прим. ред.). Логичным является, таким образом, создание не просто альянса, но слияние в одну компанию "Сатурна" и УМПО".

"ВПК", в целом, согласен с такой оценкой. Однако возможны и иные решения:
  • УМПО останется независимым игроком на рынке, под зонтиком правительства Башкортостана (сегодня кресло председателя совета директоров УМПО занимает Валентин Власов, министр экономики республики);
  • интеграция с "Салютом" посредством расширения функций ООО "Корпорация "Газотурбинные двигатели" (генеральный директор - Владимир Брылев);
  • НПО "Сатурн" (генеральный директор Юрий Ласточкин) поглотит уфимское предприятие;
  • нельзя исключать варианты интеграции с другими предприятиями ОПК - НПК "Иркут", РСК "МиГ", АХК "Сухой", Пермский моторостроительный комплекс (ПМК), Двигатели Николая Кузнецова ("Двигатели НК").
Сегодня основное изделие в производственной программе УМПО - АЛ-31. Уфимская продукция, в основном, идет на Иркутский авиационный завод (ИАЗ), где изготавливают Су-30МКИ для Индии и Су-30МКМ для Малайзии. Кроме уфимцев, двигатели этого семейства выпускает ММПП "Салют". В Москве делают моторы для истребителей Су-27СК и Су-30МКК/МК2, которые собирают на КнААПО (г. Комсомольск-на-Амуре) для ВС Китая, Вьетнама и Индонезии.

Только УМПО производит двигатель АЛ-31ФП с отклоняемым соплом. Он устанавливается на Су-30МКИ - единственном в мире серийном сверхзвуковом двухмоторном истребителе с управляемым вектором тяги. На "Салюте", однако, начинается производство АЛ-31ФН с всеракурсным отклоняемым соплом для одномоторного китайского истребителя J-10.

Считается, что изделия УМПО имеют более высокое качество и надежность в эксплуатации. Правда, истинность этого утверждения трудно проверить, поскольку НОАК, в отличие от индийских ВВС, не имеет привычки делиться с прессой информацией по отказам своей техники.

Две параллельные линии производства мотора одной модели в одной стране - обычная советская практика и нонсенс для остального мира. На Западе давно используют кооперационные схемы, по которой модули двигателя разрабатываются и изготовляются разными фирмами, а затем соединяются воедино на сборочном заводе. Это позволяет, за счет специализации, существенно снизить стоимость единицы продукции.

По такому пути в СНГ пошли в начале девяностых. Тогда УМПО вошло, на правах партнера с разделением рисков, в кооперацию с "Салютом" и запорожским "Мотор-Сич" по производству турбореактивного двигателя большой двухконтурности Д-436 разработки ЗМКБ "Прогресс". Различные варианты этого мотора выбраны для самолета-амфибии Бе-200 и пассажирских лайнеров Ту-334 и Ан-148, а его производные рассматриваются к применению на тактических военно-транспортных самолетах (Ил-214/MTA и др.).

Тяжелая ситуация на гражданском авиационном рынке СНГ сдерживает реализацию серийных Д-436. И все же эта уникальная программа создала прецедент, соединив, на общей коммерческой и технологической платформе, усилия трех крупнейших (по объемам производства) двигателестроительных фирм бывшего СССР.

Перспективным направлением развития УМПО считается выпуск индустриальных турбин. Потенциально, доля этой техники в общем объеме производства может обеспечить до 30% выручки предприятия.

И все же в обозримом будущем военная тематика продолжит превалировать. Здесь выделяются две темы: модернизированные и новые моторы для истребителей Су-27 и ПАК ФА, и двигатель для легких самолетов. Постановлением правительства РФ ОАО "УМПО" включено в состав предприятий, задействованных в серийном производстве авиадвигателя пятого поколения. Совместно с "Сатурном" идет изготовление узлов АЛ-55, выбранного на индийский учебно-тренировочный самолет HJT-36 (создается по программе Advanced Jet Trainer, AJT).

Широкий резонанс в авиационном сообществе получил конфликт интересов "Салюта" и "Сатурна", а точнее - столкновение личностей генеральных директоров этих фирм, "двух Юриев", Елисеева и Ласточкина. "Яблоком раздора" стала елисеевская линия "умного завода": московский завод активно создает собственное мощное КБ, способное самостоятельно вести разработку газотурбинных силовых установок и глубокую модернизацию АЛ-31, который на "Сатурне" считают своей интеллектуальной собственностью.

В отношениях с "двумя Юриями" Лесунов проявил себя тонким политиком и жестким прагматиком. Валерий Павлович проявлял чудеса маневрирования, умело извлекал для УМПО максимальную выгоду из "межполюсного" положения. Причем не сиюминутную, а на дальнюю перспективу, путем отбора лучших предложений по конкретным программам сотрудничества. При этом ему удавалось поддерживать ровные личные отношения с каждым их "двух Юриев".

Конкуренция между УМПО и "Салют" на рынке моторов для "сушек" не была препятствием для дружбы Лесунова с Елисеевым. Два гендиректора всегда договаривались по непростым вопросам темы Д-436 и находили точки соприкосновения по "альтернативной модернизации" АЛ-31ФМ. Одновременно Лесунов умудрялся ладить с Ласточкиным, у кого полным ходом идут конкурирующие проекты SaM.146 (с французской фирмой Snecma) и АЛ-41.

По мотору для легких самолетов УМПО выбрало в партнеры "Сатурн", выговорив весьма льготные условия. Производство этого изделия, которое разрабатывается московским центром "Сатурна" (бывш. КБ Архипа Люльки), будет практически целиком размещено в Уфе (рыбинский завод поставляет один из модулей). АЛ-55 - прямой конкурент АИ-222, который собирается на "Салюте" по кооперации с ЗМКБ "Прогресс" и "Мотор-Сич".

Внешне непростая политика маневрирования проявлялась так: на одной выставке УМПО выступает с "Сатурном" (например, МАКС-2003), на другой - с "Салютом" ("Двигатели-2004"). На Лесунова обижались, ревновали, но с ним не ссорились. Понимая, что дело тут не в "ветренности", но силе УМПО и его руководителя (в области технологий, кадров, маркетинга, политики). А дружбу с сильным искали все.

Смерть Валерия Лесунова глубоко потрясла его соратников, коллег и всех тех, кого жизнь свела с этим ярким и неординарным человеком. Редакция "ВПК" присоединяется к соболезнованиям его родным и близким. Мы верим, что предприятие, на котором Валерий Павлович прошел путь от рабочего до генерального директора, продолжит развиваться на благо своих сотрудников и всей России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка