О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чиновники извлекают прибыль из терактов

Минтранс отменил распоряжение ФАВТ, обязывающее агентов, занимающихся продажей и бронированием авиаперевозок, проходить обязательную сертификацию. Но суть дела все равно не изменилась

Минтранс отменил распоряжение Федерального агентства воздушного транспорта, обязывающее агентов, занимающихся продажей и бронированием авиаперевозок, проходить обязательную сертификацию. Но суть дела, как выяснилось, все равно не изменилась.

Как стало известно RBC daily, в конце прошлой недели Ассоциация агентств воздушного транспорта (ААВТ) направила очередное письмо в адрес министра транспорта Игоря Левитина с повторной просьбой прояснить ситуацию вокруг обязательной сертификации агентов, занимающихся продажей и бронированием перевозок. Напомним, что в начале осени, после августовских терактов, в адрес всех авиаперевозчиков поступила телеграмма от Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) с требованием в течение двух недель прекратить работу агентов, не имеющих государственного сертификата. Данная телеграмма вызвала настоящий ажиотаж в рядах агентов, которым пришлось в очень сжатые сроки подавать документы и проходить сертификацию в единственном на тот момент центре, уполномоченном заниматься этими проблемами - "Аэрогаранте". Услуги сертификации (стоимость которых нигде законодательно не установлена) по понятным причинам резко подорожали, и, по словам президента ААВТ Юрия Шабунина, вместо обычных 30 тыс. руб. для мелких и 300 тыс. руб. для крупных агентов превысили 500 тыс. руб. ААВТ отправило тогда в адрес Игоря Левитина первое письмо с просьбой разъяснить ситуацию, так как представители ассоциации считают это требование совершенно незаконным, ведь по действующему законодательству сертификации подлежат не услуги и юридические лица, а только товары, произведенные на территории страны. Итогом стал появившийся через три месяца приказ Минтранса (в середине января этого года), отменяющий распоряжение ФАВТ. Но как удалось выяснить RBC daily, суть дела осталась неизменной - сертификация агентов все равно остается обязательной.

Система сертификации на воздушном транспорте была создана при Федеральной службе воздушного транспорта в 1999 г. С тех пор государственные органы гражданской авиации неоднократно реорганизовывались, например, отвечающего за сертификацию органа - Госстандарта - уже не существует. В этой ситуации чиновники решили переложить ответственность за сертификацию на управление перевозок ФАВТ, которое, в свою очередь, на волне популярной осенью темы - борьбы с терроризмом - и отправила перевозчикам вышеупомянутую телеграмму. Сами агенты считают такие требования незаконными, так как по новому закону "О техническом регулировании", который вступил в действие 1 июля 2003 г., "объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации". Есть и еще одна серьезная проблема - в процессе реорганизации из всех сертификационных органов остался лишь один - "Аэрогарант", расположенный в Москве, где, видимо, и должны были получить заветное разрешение несколько тысяч агентов. Так как никаких законодательно установленных цен на подобные услуги не существует, то "антитеррористическая" инициатива ФАВТ влетела агентам "в копеечку". Любопытно, что помимо огромных очередей и появившихся тогда спекулятивных цен на услуги, по словам Юрия Шабунина, агенты вынуждены были еще и оплачивать проезд комиссии Центра по сертификации к местам проверки, их проживание и питание.

"Еще одно изобретение действующей системы сертификации - это справка о финансовом состоянии предприятия, необходимая для предъявления в Центр сертификации и без которой документы не рассматриваются, - рассказывает Юрий Шабунин. - Эту справку могут выдать только в одном заветном месте и за установленную таксу". В целом же, по словам г-на Шабунина, затраты, понесенные агентствами на сертификацию деятельности по бронированию и продаже перевозок, исчисляются миллионами рублей. "Если говорить о собственно затратах на оплату Центру сертификации его "работы по экспертизе", то эти суммы колеблются в весьма больших пределах", - добавляет он. Что касается эффективности такого процесса, то он весьма сомнителен - ведь агент является всего лишь посредником между авиакомпанией и пассажиром, и что именно может проверить в его деятельности государство - не очень понятно. Как рассказывают RBC daily агенты, проверяется в основном их финансовая деятельность, которая к повышению безопасности имеет очень отдаленное отношение. Впрочем, в середине этого месяца, видимо, в ответ на активную деятельность ААВТ, Минтранс все-таки отменил распоряжение ФАВТ "Об организации работ в области обязательной сертификации" и "Об организации лицензирования деятельности в Федеральном агентстве воздушного транспорта". По версии Юрия Шабунина, подписанный приказ приостанавливает деятельность по сертификации бронирования и продажи авиаперевозок, однако, по версии "Аэрогаранта", ситуация выглядит совсем иначе.

"Приказ Министерства транспорта отменил только распоряжение главы ФАВТ Николая Шиппеля, так как юристы посчитали его неправомерным, - поясняет RBC daily директор "Аэрогаранта" Татьяна Орефьева. - Но государственная сертификация агентов осуществляется на основании Воздушного кодекса РФ и закона "О техническом регулировании", а значит, приказ не отменяет самой сертификации". По мнению г-жи Орефьевой, юристы просто посчитали, что более корректно будет в данном случае оформить эту обязанность агентов в виде распоряжения министра. Получается, что, фактически приостановив сертификацию и как бы удовлетворив запросы профессиональной организации, на самом деле Минтранс и не собирался менять ситуацию. Как рассказывает Юрий Шабунин, в ассоциацию уже звонят агенты, приостановившие деятельность по получению сертификатов с вопросами: что делать, ведь перевозчики продолжают требовать от них предоставления этих бумаг? Глава ААВТ предлагает им ссылаться на приказ Минтранса, однако убедит ли такой аргумент перевозчиков - сказать сложно. Причем официально придраться агентам вроде как и не к чему - со стороны данный процесс выглядит вполне добровольным, а в условиях, когда он уже запущен на полную мощь, даже отмена распоряжения ФАВТ ничего, по сути, не меняет. Юрий Шабунин сказал RBC daily, что подготовил новое письмо Игорю Левитину с просьбой все же дать ответ на его предыдущий запрос. "В отсутствие официальных разъяснений со стороны уполномоченных государственных органов в области гражданской авиации деятельность Центра сертификации продолжается. Авиакомпании продолжают требовать от агентов сертификаты соответствия. Имеют место случаи, когда авиаперевозчики требуют сертификаты соответствия для продажи чартеров на новогодний сезон продаж", - говорится в письме ААВТ....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка