О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиарынок для избранных

Начиная с апреля этого года группа компаний "Волга-Днепр" намерена выполнять все регулярные грузовые рейсы из Китая в Европу и несколько рейсов - из Европы в Китай через аэропорт Емельяново

Начиная с апреля этого года группа компаний "Волга-Днепр" намерена выполнять все регулярные грузовые рейсы из Китая в Европу и несколько рейсов - из Европы в Китай через аэропорт Емельяново (структурное подразделение авиакомпании "КрасЭйр"). Такое решение было принято руководством "КрасЭйр" и ГК "Волга-Днепр" в связи с подписанием на прошлой неделе меморандума о совместной деятельности по обеспечению работы мультимодального транспортного узла в Красноярском крае. Это уже не первое заявление "КрасЭйр" о развитии мультимодального узла в Красноярске, однако, как отмечают специалисты, поскольку красноярский авиарынок остается закрытым для большинства российских авиакомпаний, говорить о реализации этого проекта преждевременно.

Вопрос создания мультимодального узла в Сибири обсуждался уже не раз. На статус транспортного центра претендуют Новосибирск и Красноярск. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин не раз говорил о том, что "федеральный центр сталкивает между собой Красноярск и Новосибирск с точки зрения сибирского центра транспортной логистики. Идет борьба между двумя территориями, хотя было бы лучше проанализировать преимущества одних и других". Такого же мнения придерживается и гендиректор ОАО "Сибмост", председатель совета директоров авиакомпании "Сибирь" Альберт Кошкин: "Между Красноярском и Новосибирском идет борьба за лидерство по привлечению транзитных рейсов из Европы в Китай, Японию, страны Юго-Восточной Азии. Кто окажется активнее, тот и выиграет в борьбе за транзит".

Заручившись поддержкой одного из крупнейших авиационных грузоперевозчиков в мире - компании "Волга-Днепр", авиакомпания "КрасЭйр" в декабре прошлого года на Сибирском авиационном салоне объявила о создании единой управляющей компании грузового хаба на базе аэропорта Емельяново. По словам гендиректора "КрасЭйр" Бориса Абрамовича, за три года объем грузоперевозок в крае вырастет на 25-30%, а количество пассажиров достигнет 3 млн человек в год (в 2004 году в крае перевезено 1,9 млн человек, а грузов - 34,1 тыс. тонн).

Согласно заявлениям "КрасЭйр", авиационный хаб на базе местного аэропорта должен стать основой для создания мультимодального транспортного узла (МТУ) в Красноярске. Однако, по мнению специалистов, эти планы пока далеки от реального воплощения. Главной причиной, которая тормозит развитие Красноярска как транспортного центра, является отсутствие конкуренции на местном авиарынке. Как считает гендиректор новосибирского аэропорта Толмачево Андрей Лобкин, создание мутимодального транспортного узла в Красноярске вряд ли возможно, пока местный аэропорт и базовая авиакомпания остаются единым юридическим лицом. "Такие авиапредприятия - атавизм на современном авиарынке", - говорит Андрей Лобкин.

Об отсутствии условий для конкуренции на красноярском авиарынке неоднократно заявлял и руководитель Западно-Сибирского окружного межтерриториального управления воздушного транспорта Минтранса РФ Владимир Тасун: "Пока у нас есть авиапредприятия, которые объединяют в одно юридическое лицо авиакомпанию и базовый аэропорт так же, как, например, "Красноярские авиалинии" или "Хабаровское авиапредприятие", бесполезно говорить о проведении реформ в системе гражданской авиации, о развитии аэропортовой сети и авиаперевозок в регионах".

По мнению аналитика инвестиционной компании "Проспект" (Москва) Натальи Одинцовой, "аэропорт, который остается структурным подразделением авиакомпании "КрасЭйр", сегодня является основным фактором, сдерживающим приход в Красноярск авиакомпаний из других регионов, являющихся потенциальными конкурентами "КрасЭйр". Кроме того, авиакомпания, имея контроль над аэропортом, получает возможность формирования удобного для себя расписания полетов".

С такими препонами сталкивались в свое время, например, "Аэрофлот" и "Домодедовские авиалинии" в Красноярске. Напомним, что первая попытка "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ) зайти в Красноярск в 2002 году окончилась судебным разбирательством с "КрасЭйр". Сегодня ДАЛ входит в альянс с "КрасЭйр". Впрочем, вхождение ДАЛ в альянс произошло практически одновременно с покупкой 49,6% акций "Домодедовских авиалиний" одним из собственников авиакомпании "КрасЭйр".

Зимой 2003 года "Аэрофлот" попытался получить разрешение на полеты из Москвы в Красноярск. Однако краевое управление воздушного транспорта отказало "Аэрофлоту" в выполнении этих рейсов. Впрочем, как рассказал "КС" осенью прошлого года заместитель гендиректора по связям с общественностью авиакомпании "Аэрофлот" Лев Кошляков, "Аэрофлот" не оставит попыток выйти на красноярский авиарынок. "В 2005 году Красноярск будет включен в наше расписание полетов", - надеется он.

Однако, имея в своем арсенале такой мощный инструмент, как собственный аэропорт, развивать авиаперевозки в крае практически в одиночку "КрасЭйр" оказалось тяжело, особенно с учетом схемы веерного расписания, которую разработали специалисты авиакомпании. Ежегодное увеличение объемов пассажирских перевозок авиакомпании "КрасЭйр" происходит в основном не за счет роста пассажиропотока в Красноярском крае и развития хаба на базе местного аэропорта. По информации окружного межтерриториального управления воздушным транспортом Минтранса РФ, в 2004 году наряду с ростом пассажирооборота в Красноярском крае на 31% отправки из аэропортов края остались практически на уровне 2003 года - рост 2%. Как сообщили в пресс-службе авиакомпании, увеличить в 2004-м перевозки пассажиров на 36,7% по сравнению с 2003 годом (до 1,9 млн человек) компании удалось за счет развития чартерной программы из Москвы.

Увеличение авиакомпанией чартерных перевозок из Москвы ведет к сокращению регулярных рейсов. Тем более что об этом свидетельствует тенденция последних лет: доля регулярных рейсов от всего объема перевозок "КрасЭйр" в 2002 году составляла 75%, в 2003-м - 63%. Информацию о показателях чартерных и регулярных перевозок в 2004 году в компании не предоставили. Однако, по данным транспортной клиринговой палаты, объем перевозок "КрасЭйр" на международных линиях в прошедшем году увеличился на 68% (1 млн 20 тыс. пассажиров), а на внутренних линиях стал больше на 9% (915 тыс. пассажиров). Это означает, что чартерные перевозки на сегодняшний день составляют около половины объема работ авиакомпании. Это же подтверждает и информация, размещенная на сайте "КрасЭйр".

Специалисты уверены, что без появления на красноярском авиарынке авиакомпаний-конкурентов, которые нарушат монополию "КрасЭйр", развитие Красноярска как транспортного узла - труднореализуемый проект. По мнению гендиректора аэропорта Толмачево Андрея Лобкина, конкуренция несет в себе позитивный момент, так как заставляет компании активнее развиваться на рынке. "Однако следует разобраться, является ли красноярский аэропорт нашим конкурентом. Аэропорт Емельяново представляет собой сегодня структуру, объединенную с авиакомпанией "КрасЭйр". Мы находимся в неравных конкурентных условиях. Конечно, рано или поздно красноярцы придут к необходимости разделить авиакомпанию и аэропорт, тогда и можно будет говорить о равной конкуренции. Мы готовы побороться за звание транспортного центра Сибири", - говорит Лобкин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка