Ведомости
27 апреля 2005, 08:05
"Аэрофлоту" дали девять лет
"Аэрофлот" сможет получать роялти за транссибирские перелеты иностранных компаний не более девяти лет
В 1970 г. Советский Союз разрешил иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью с возможностью дозаправки в Москве. Взамен бывший монополист "Аэрофлот" потребовал различных компенсаций - в частности, отчислений за перелет над Сибирью. Европейские и азиатские компании согласились платить, поскольку единственной альтернативой сибирскому воздушному тракту был маршрут через Аляску и Северный полюс, занимавший на восемь часов больше. С середины 80-х гг. иностранным компаниям пришлось платить роялти за право перелета независимо от того, требовалась ли им посадка.
За 1997 г. общие выплаты "Аэрофлоту" составили, по оценкам Ассоциации европейских авиакомпаний, $225 млн. В 2003 г. выручка "Аэрофлота" от сборов с иностранцев составила почти $240 млн, говорит заместитель гендиректора компании Лев Кошляков.
Разговоры об отмене роялти ведутся уже больше трех лет. По мнению представителей Евросоюза, взимание платы за пролет нарушает принципы свободной торговли и противоречит нормам ВТО. В мае 2004 г. министр экономического развития Герман Греф и торговый комиссар ЕС Паскаль Лами договорились, что система транссибирских сборов будет изменена до конца 2013 г. "Аэрофлот" и ряд чиновников Минтранса настаивают на том, что Евросоюз не имеет права предъявлять такие требования. Иностранцы платят роялти по контрактам и соглашениям с "Аэрофлотом". И переговоры об их отмене должны вести сами авиакомпании, а не чиновники, настаивали в "Аэрофлоте".
Но на прошлой неделе договоренности Грефа и Лами подтвердил Путин, рассказал "Ведомостям" один из чиновников Минэкономразвития. 21 апреля на встрече с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу он пообещал, что система роялти будет отменена до конца 2013 г. Также, по его словам, Путин и Баррозу договорились, что вопрос роялти будет вынесен на рассмотрение саммита Россия - ЕС, который пройдет 10 мая. Эту информацию подтвердили "Ведомостям" в пресс-службе Минтранса и Еврокомиссии. Вмешательство в процесс президента говорит о том, что график снижения роялти все-таки будет в ближайшее время подписан, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
"Аэрофлот", как и прежде, уверен, что Еврокомиссия не уполномочена требовать отмены роялти. Это должны делать иностранные авиакомпании, которые пока с такими предложениями не обращались, говорит Кошляков. Но, если сбор будет отменен, на финансах компании это серьезно не скажется, уверяет Кошляков. Аналитик ОФГ Елена Сахнова прогнозирует, что в 2005 г. чистая прибыль "Аэрофлота" составит $90 млн, а в 2006 г. - уже 160 млн. "Если сейчас роялти - это существенная доля доходов "Аэрофлота", то постепенно она будет снижаться, а с ней и угроза для финансовой стабильности компании", - полагает Сахнова. "Аэрофлот" давно готовится к отмене роялти и, очевидно, переживет это", - соглашается Рыбак.
"Конкретного решения пока нет, - говорит чиновник Минэкономразвития. - Но то, что эти сборы уйдут от "Аэрофлота" и будут постепенно снижаться, это факт". Работа по схеме и графику этих сокращений, по словам чиновника, начнется в ближайшее время. При этом не исключено, что отмена роялти будет компенсирована повышением аэронавигационного сбора. Сейчас его собирает ФГУП "ОВД", говорит гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов. Для российских самолетов ставка составляет около $30 за 100 км, с иностранных - $50-60. Иностранные компании скорее всего поддержат повышение аэронавигационного сбора, чтобы добиться отмены роялти "Аэрофлота", считает он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 2, 2024
Аэрофлот с 1 мая открывает продажу субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 2, 2024
Авиакомпания FLYONE ARMENIA начала выполнение полетов по направлению Ереван - Ницца - Ереван
Май 2, 2024
FlyArystan в мае-июне запустит полеты из Актау и Астаны в Баку
Май 2, 2024
IATA сообщает о росте мирового спроса на пассажирские авиаперевозки в марте на 13,8%