Коммерсантъ
7 июня 2005, 21:47
Госресурсы должны быть сконцентрированы на RRJ
Сейчас мы настойчиво убеждаем правительство, чтобы доля участия государства в проекте была примерно на уровне 30-33% его общей стоимости
- Оценки емкости мирового рынка разнятся. Прошлогодние говорили, что до 2022 года их востребованность в пределах 5,5-6 тыс. самолетов. Сегодняшние - 17% общей потребности в самолетах - приходится на региональный класс, или порядка 8 тыс. единиц. Если ориентироваться на наши внутренние потребности и рынок СНГ и исходить из того, что новые самолеты будут летать так, как им полагается (по 3,5-4 тыс. часов в год, чтобы обеспечить эффективную эксплуатацию. - "Ъ"), потребуется 320-350 самолетов.
- Какой из существующих проектов - Ту-334, Ан-148, RRJ - намерено поддерживать государство?
- По итогам конкурса Росавиакосмоса, Минтранса и ГСГА (Государственная служба гражданской авиации, сейчас Росавиация.- "Ъ") в 2003 году выбор был сделан в пользу RRJ, который разрабатывается "Сухим".
- Почему?
- По техническим характеристикам мы ориентируемся на оценку ГосНИИ гражданской авиации, согласно которой все нынешние региональные самолеты примерно близки. Почему RRJ? Самолет "Сухого" был с самого начала ориентирован на то, что он делается полностью в соответствии с российскими, европейскими и американскими нормами. Для того чтобы проект был экономически эффективен, нужно произвести минимум 600 единиц. Сегодня "Сухим" заявляется цифра в 800 самолетов. Понятно, что на внутреннем рынке они никогда в жизни не будут востребованы. Значит, можно говорить только о международном рынке. Но чтобы на него прийти, нужно иметь, во-первых, технические характеристики не хуже, чем существуют; во-вторых, систему послепродажного обслуживания в соответствии с мировыми стандартами; в-третьих, зарекомендовавший себя состав участников, потому что надежность российской техники вызывает у зарубежных производителей сомнения; в-четвертых, цены на самолет на 15-20% ниже рыночных. Все эти принципы были заложены в RRJ, в отличие от конкурентных проектов.
- То есть сделан окончательный выбор?
- Абсолютно. Есть проект, который активно поддерживается, и есть проекты (Ту-334 и Ан-148. - "Ъ"), которым не мешают. Наше желание и наши действия - сконцентрировать госресурсы на RRJ. Если НРБ (Национальный резервный банк, совладелец "Ильюшин Финанс Ко". - "Ъ") с ВАСО хочет заниматься проектом Ан-148, пусть ставят на производство. К тому моменту когда наши авиакомпании убедятся в том, что старый парк уже летать не может, у них будет возможность выбора.
- Каковы перспективы финансирования RRJ?
- Есть ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", в капитал которого до конца года войдет целый ряд банков и, не исключаю, государство. Мы, думаю, убедили правительство в том, что разработки такого уровня вести в режиме "капельной" поддержки со стороны бюджета неприемлемо. Есть мировой опыт. В бюджете этого года под региональный самолет есть текстовая статья, которая поручила правительству выдать госгарантии ведущим российским банкам, под которые "Сухой" может взять кредит на льготных условиях. Кредит в объеме $94 млн оформляется сейчас на получение. Около 250 млн руб. пошло на этот проект в виде прямого бюджетного финансирования - основная часть ушла на поддержку проекта создания двигателя.
Сейчас мы настойчиво убеждаем правительство, чтобы доля участия государства в проекте была примерно на уровне 30-33% его общей стоимости. Тогда можно реально говорить о том, что в 2006 году - начале 2007 года первый RRJ поднимется в воздух, а в 2008 году начнется его серийное производство с выходом в течение трех лет на уровень 60-70 самолетов в год.
- Государство готово на треть профинансировать RRJ?
- Пока я этого сказать не могу. Тезис озвучен, это стало предметом дискуссий. Но пока оно не воплощено в реальный бюджет и адресные статьи....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции