О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Попали в Ил

Приостановка полетов на самолетах Ил-96-300 ударит не только по эксплуатирующим эти машины авиакомпаниям, но и по всему отечественному авиапрому в целом

Пожалуй, для самолетов "Ильюшин" все бы обошлось, если бы не печальный случай с президентом Путиным в финском городе Турку. В начале августа, отбывая на родину после визита к северному соседу, президент был вынужден пересесть со своего самолета (модификация Ил-96-300ПУ) на запасной борт (кстати, тоже Ил): у президентского лайнера обнаружили технические неполадки. Говорят, Путин тогда был очень недоволен. И не исключено, что это обстоятельство могло повлиять на продолжение истории: на прошлой неделе Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ФСНТ) приняла решение о приостановке эксплуатации Ил-96-300 "из-за многочисленных отказов агрегатов тормозной и гидросистем".

Несмотря на то, что в мире летает всего 13 Ил-96, эксперты называют проблему серьезной с политической точки зрения. "Для российских авиастроителей это мощный удар под дых. Да, наша техника порой намного надежнее импортной, но с имиджем у нее не все ладится. И многочисленные сообщения в прессе об инциденте с Илами, даже несмотря на то, что неполадки не критические, могут сыграть против всех отечественных производителей в целом, дав посыл "Не покупайте российскую технику, она некачественная", - рассуждает эксперт, пожелавший сохранить анонимность. Гендиректор ОАО "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) Александр Рубцов подтвердил, что обнаруженные неполадки с агрегатом УГ-151-7 в тормозной системе - не критические. "Вероятность того, что отказ этого агрегата приведет к трагическим последствиям, крайне низкая", - говорит Рубцов. А тот факт, что ФСНТ зацепилась за "несущественную недоработку", он объяснил тем, что дефект был системным. "За последние три недели с Ил-96-300 произошло два инцидента из-за неисправностей тормозной системы: случай в Турку и отказ во время испытательной "рулежки" самолета, который готовится к продаже Кубинской Республике. И если две аварии происходят по одной и той же причине, это основание для приостановки эксплуатации самолетов. К слову, такие инциденты в авиации достаточно часто бывают у всех производителей", - уверяет Рубцов.

Как говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, эта ситуация "не эксклюзивна": "Приостанавливают эксплуатацию и у крупнейших мировых производителей".

Напомним, буквально за несколько дней до приостановки эксплуатации Илов на авиасалоне МАКС "Ильюшин Финанс" подписал контракт на поставку двух Ил-96 кубинской компании Cubana (стоимость сделки - около $120 млн.). Как говорит Александр Рубцов, кубинская сторона сейчас "изучает обстановку и наблюдает за процессами" вокруг Ил-96, а от сделки пока не отказывается.

В то же время российские авиакомпании после решения ФСНТ принялись подсчитывать убытки. По словам главы пресс-службы ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" Ирины Данненберг, если до конца года в "Ильюшине" не исправят недоработки и не вернут самолеты в эксплуатацию, компания может потерять около $30 млн.

Между тем в "Ильюшине" заявили, что не будут возмещать убытки, возникшие из-за простоя Ил-96, авиакомпаниям, самолеты которых не находятся на гарантийном обслуживании (гарантийные машины только у KrasAir и один самолет - у ГТК "Россия").

По мнению экспертов, шумиха СМИ вокруг приостановки эксплуатации лайнеров возникла не на пустом месте, а была спровоцирована. "Против нас могут играть те, кто не заинтересован в том, чтобы Россия производила свои самолеты. Это могут быть и конкуренты, и отечественные авиакомпании, которые любят покупать западную технику. Причем второй вариант наиболее возможен", - считает Александр Рубцов.

Среди наиболее вероятных противников "Ильюшина" наблюдатели называют "Аэрофлот", объясняя это тем, что компания не хочет выполнять обязательства по контракту с ИФК (контракт предполагал покупку "Аэрофлотом" шести Ил-96-300 в обмен на предоставление льгот на ввозные пошлины). Но Ирина Данненберг отвергла обвинения в адрес компании, заявив, что "Аэрофлот" не отказывается от контракта и "по-прежнему нуждается в таких самолетах". "Подумайте, как нам может быть на руку отзыв машин в самый пик пассажирских перевозок? Компания на этом только теряет", - говорит Данненберг.

По мнению Бориса Рыбака, "Аэрофлот" "хочет заставить ИФК и Воронежский завод (ВАСО, на котором строятся Илы. - "Профиль") дать компании нормальный, исправный и надежный продукт. У нее уже был негативный опыт эксплуатации Ил-96, когда самолет только вводили. Поэтому компания и настаивает на выполнении своих требований"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка