О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дорог и морей много, а небо - одно...

О планах и перспективах развития "Украинской авиационной транспортнрй компании" рассказывает Генеральный директор ГП МОУ "УАТК" В. Попов

Государственное предприятие Министерства обороны Украины "Украинская авиационная транспортная компания" (ГП МОУ "УАТК"), один из крупнейших отечественных авиаперевозчиков, работает на международном рынке авиационных перевозок с 1997 г. Сегодня в эксплуатации компании находится 35 воздушных судов, в том числе 22 самолета Ил-76 (11 - "на крыле"), 2 самолета Ан-12, 3 самолета Ан-26, один самолет Ту-154Б-2 и 3 вертолета Ми-8. О планах и перспективах развития компании информационному агентству Defense Express рассказывает Генеральный директор ГП МОУ "УАТК" Виталий Попов.

- В прошлом году дела компании, мягко говоря, шли не очень хорошо. К ГП МОУ "УАТК" были претензии, как в отношении невыплат налогов, так и обеспечения безопасности полетов. При очередной смене руководства компании, один из бывших руководителей даже заявил, что ГП МОУ "УАТК" непременно развалится. Сейчас же видно, что такие "прогнозы", к счастью, не сбылись. Как же удалось компанию удержать "на плаву"?

- На мой взгляд, не было эффективного управления, не было плановой экономики, решения принимались в оперативном режиме. Компания действительно оказалась в сложном положении. Я пришел в компанию как кризис-менеджер, который должен вывести компанию ГП МОУ "УАТК" на принципиально новый уровень развития и стратегического планирования. Со мной пришла команда профессионалов. Должен отметить, что в компании большая часть сотрудников - это профессионалы с большой буквы и опытом работы в авиации. Я поставил задачу: используя опыт и знания сотрудников компании, которые приняли новые правила игры, а также применив новейшие технологии в управлении авиационным предприятием, создать гибкую действенную систему взаимодействия подразделений компании. Один маленький пример: на второй день в должности генерального директора я издал приказ - покрасить самолет Ил-76 в розовый цвет и нанести зеленых слоников. По истечении 8 дней (!) мне перезвонил начальник управления МТО с вопросом - не шутка ли это. Мы вместе посмеялись, но после смеха пришло понимание, что не все в порядке в "датском королевстве".

- Каковы же первые результаты деятельности Вашей команды?

- Я пришел в компанию 23 марта, как раз на срезе квартала. Анализ финансово-экономической деятельности показал, что первый квартал 2005 года предприятие закончило с убытком 2 млн. грн. (бухгалтерские данные), большой дебиторской и кредиторской задолженностью. Проведя ряд существенных изменений в структуре компании, сформировав действенный механизм анализа, работы и контроля, мы смогли получить прибыль во втором квартале 2005 года в размере 252 тыс. грн. Структурные изменения позволили дополнительно "поставить на крыло" 8 бортов Ил-76, провести проверку и анализ деятельности удаленных подразделений в Демократической Республике Конго и Судане. Конечно, это только начало…Ставки были сделаны, в первую очередь, на внедрение планов проведения любой деятельности, будь-то ремонт и восстановление самолетов, или участие компании в коммерческих проектах, или реализация пакета социальных программ. Помимо планирования была введена система исполнения, взятая из практики Министерства обороны. Конечно, гарантом достижения стабильности и последующего роста, думаю, стало то обстоятельство, что коллективы "старой" и "новой" команд поверили мне и я как руководитель получил в свои руки универсальный механизм, способный справиться с любыми поставленными задачами. Основные доходы компания получает от работы с международными организациями. Наши самолеты успешно работают по проектам ООН и Всемирной продовольственной программы (WFP). С моим приходом вектор направленности коммерческих усилий ориентирован именно на выполнение долгосрочных международных и правительственных программ. Задачей моей команды стало привлечение к сотрудничеству партнеров именно такого высокого международного уровня. Кстати, в ближайшее время планируется проведение ряда рабочих встреч и консультаций в штаб-квартирах ООН (Нью-Йорк), НАТО (Брюссель) и WFP (Рим). К нашей чести, эти уважаемые международные организации охотно идут на контакт с нами. Так, WFP, которой мы уже несколько лет предоставляем авиатранспортные услуги для оказания помощи странам третьего мира в Африке, продлила наш контракт. Им понравилось, что смена руководства в компании привела к качественно новому уровню предоставляемых услуг ГП МОУ "УАТК". Сейчас мы доказали, что у нас работают профессионалы, и работают качественно. К нам нет никаких претензий со стороны вышеназванных организаций. И убедительным подтверждением этого есть пролонгация ряда контрактов. У нас есть основания считать, что ГП МОУ "УАТК", со своим техническим потенциалом и качеством предоставляемых услуг, все более интересен им как партнер. Например, когда весной этого года одна из беднейших провинций Судана (Дарфур) оказалась на грани гуманитарной катастрофы, возник вопрос о возможном предоставлении Украиной самолетов военно-транспортной авиации для перевозок личного состава и имущества Миссии НАТО в рамках международной миротворческой операции в этом сложном регионе. С чувством профессиональной гордости скажу, что ГП МОУ "УАТК", имеющая необходимый технический потенциал и опыт работы в данном регионе, приняла активное участие в переговорном процессе. Надеюсь, что история компании в недалеком будущем пополнится еще и этим контрактом, а также позволит достойно представить Украину на международной арене.

- Акценты деятельности компании расставлены Вами четко, а каковы успехи в создании технических возможностей для реализации таких амбициозных проектов?

- Многочисленность парка воздушных судов (справка: 120 единиц авиационной техники) требует большого объема разной сложности ремонтов и технического обслуживания, постоянных затрат на хранение и содержание. Реорганизация, смена руководителя и переход на самофинансирование в филиале "Запорожье" - это один из первых этапов начатых в компании преобразований для достижения поставленных задач. Также реорганизация ожидает наши базы в Мелитополе и Кривом Рогу. Ведутся переговоры по созданию линейных баз технического обслуживания в странах Африки, Ближнего и Среднего Востока, которые будут использоваться как для собственных технических нужд, так и в коммерческих целях. Также, в управлении Министерства обороны Украины находится несколько профильных авиаремонтных предприятий, к которым мы "повернулись лицом". Мое твердое убеждение, что государственные предприятия должны консолидировать свои усилия для достижения поставленных задач, оказывать помощь друг другу, размещать заказы, предоставлять услуги... Должен отметить, что нам удалось уже многое.

- Наверное, я буду недалек от истины, если предположу, что на пути к успеху приходится преодолевать и определенные проблемы?

- За годы своего существования УАТК прошло разные этапы своего развития (кстати, 3 ноября 2005 года ДП МОУ "УАТК" исполняется 8 лет), но никто и никогда не сомневался в мощном потенциале этой крупнейшей компании в мире, которую по праву можно назвать флагманом украинской транспортной авиации. Конечно, в первую очередь, это связано с огромным парком воздушных судов. Но, понятно, что без квалифицированного и профессионального персонала это - всего лишь самолеты. Около 90 % летчиков нашей компании - это офицерский состав Вооруженных Сил Украины, уволенные в запас, но имеющие огромный опыт полетов в различных регионах мира, в том числе, и труднодоступных, и в условиях сложных температурных режимов. Инженерный и технический состав компании способен выполнять задачи, связанные с поддержанием летной годности не только своих самолетов, но и самолетов других авиакомпаний. В общем, без лишней скромности, можно сказать, что компания вплотную приблизилась к получению статуса Национального перевозчика…

- А как насчет продления ресурсов двигателей?

- Проблема с двигателями - это сейчас самая актуальная и больная тема не только для нас. На сегодняшний день в компании нет резервных двигателей. Отремонтировать один двигатель Д-30КП стоит $250-300 тыс. На самолете четыре двигателя и получается $1 млн. Для ремонта или ремоторизации нужны большие средства. Преимущественно капитальный ремонт двигателей производиться на предприятиях РФ. Я поставил себе задачу создать профильное предприятие с получением всех необходимых разрешений для проведения капитально-восстановительных работ. Реализация данного проекта принесет Украине немалые дивиденды (миллионы гривен), а также создаст дополнительные рабочие места. И еще, в ближайшее время встанет остро проблема ремоторизации двигателей, которые установлены на самолетах Ил-76. Предварительные переговоры в Москве на авиасалоне МАКС-2005 с НПО "Сатурн" и "Пермскими моторами" наметили план действий по этому вопросу. Без поддержки правительства этот вопрос будет решить очень трудно. Я готовлю программу, которую буду выносить на обсуждение Кабинета Министров. Но повторюсь, финансирование данной программы хотелось бы осуществить под правительственные гарантии. В случае, если самолеты Ил-76 будут модернизированы, они смогут эксплуатироваться еще как минимум 15 лет. Ил-76 с новыми двигателями будет соответствовать требованиям главы III ИКАО, а также может быть доработан до требований главы IV. Перед нами будет открыта Европа - еще один полновесный сегмент рынка грузовых перевозок, который сейчас для нас закрыт.

- А может рассмотреть для привлечения дополнительных средств приватизацию или акционирование компании?

- Акционирование - это завтрашний день, но с обязательным участием государства. Если рассматривать статус компании среди государственной, смешанной и частной формы собственности, то я бы остановился на втором. Однозначно, что должен принадлежать государству минимум блокирующий пакет акций 25% плюс одна акция. Идеальный вариант - 50% плюс одна акция. В первом варианте мы получаем безбоязненное участие иностранных инвесторов для осуществления планов, которые стоят перед компанией.

- Вы говорите в основном об эксплуатации "Ил", а как на счет других самолетов, тех же "Анов"?

- Меня действительно интересуют самолеты Ан-148, которые строятся на киевском "Авианте" и были представлены на авиасалоне МАКС-2005. Но даже больше меня интересует транспортный вариант Ан-70. Я считают, что украинский перевозчик должен взаимодействовать с украинским производителем.

- А как же можно взаимодействовать?

- Можно рассматривать лизинговые программы, программы оперативного лизинга, финансового лизинга. Модель взаимодействия государственных подразделений мы сделаем. На Западе много "свободных" денег. Если будет прилично разработанная программа, то мы деньги под нее найдем. Нам на начальном этапе понадобиться около $0,5 млрд.

- Для лизинга или чего?

- Нет. Нет. Для того чтобы уже эти самолеты купить. $500 млн - это уже разработанная концепция и выпущенные самолеты. Это не обязательно государственные деньги, есть много людей, которые уверены в том, что авиационный бизнес должен приносить хорошую прибыль.

- Одним из слабых мест компании раньше было обеспечение безопасности полетов. Удалось ли Вам "закрыть" эту проблему и каким образом?

- До моего прихода в УАТК, структурная схема авиакомпании не соответствовала требованиям Госавиаслужбы Украины по рекомендациям ИКАО. В частности, инспекция по безопасности полетов и служба авиационной безопасности были подчинены начальнику летно-технического комплекса. На сегодняшний день эти и другие недостатки в структурной схеме авиакомпании устранены. В силу актуальности и важности данного вопроса в авиакомпании разработаны и введены в действие "Положение про систему управления безопасности полетов в ГП МОУ "УАТК" и "Инструкция про порядок обеспечения авиационной безопасности при выполнении авиационных перевозок на ВС Ил-76, Ан-12, Ту-154, Ан-26 и вертолетах Ми-8".

- А что вы думаете по поводу противостояния между украинскими грузоперевозчиками?

- Уверен, что делить нам нечего. Как говориться, дорог и морей много, а небо одно… Необходимо стремиться не к противостоянию, а к консолидации наших усилий для завоевания международных высот рынка грузовых авиаперевозок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Украинский авиационный портал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка