Военно-промышленный курьер
30 ноября 2005, 12:10
Королевская инспекция
На Dubai-2005 наследный принц эмирата Дубай уделил особое внимание самолетам РСК "МиГ"
По традиции церемония открытия авиасалона началась с разрезания символической "красной ленты". Затем последовал обход линейки выставленных летательных аппаратов высшими руководителями страны-организатора в сопровождении высокопоставленных иностранных гостей. С легкой руки организаторов это действие, ставшее неотъемлемой частью выставки в Дубае, известно как "королевская инспекция" (Royal Inspection).
В этом году список "инспекторов" был весьма внушительным. Его возглавил наследный принц эмирата Дубай шейх Мохаммед бин Рашид Аль-Мактоум. Его высочество носит звание генерала и занимает пост министра обороны Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Мохаммеда сопровождал младший брат шейх Ахмед бин Саед Аль-Мактоум. Он тоже носит титул принца. Ахмед возглавляет Департамент гражданской авиации ОАЭ и председательствует в совете директоров национального перевозчика - авиакомпании Emirates.
"Плечом к плечу" с принцами "королевскую инспекцию" проводили министр обороны султаната Оман его превосходительство шейх Бадр бин Сауд бин Хареб Аль-Боссаеди и начальник штаба ВС Кувейта генерал-лейтенант Фахад Аль-Амир. Всего же шейха Мохаммеда сопровождали не более сотни представителей семейств "голубых кровей" арабского востока (многие из них несут службу в вооруженных силах и прочих государственных структурах своих государств).
Состав и построение "королевской инспекции" строго выдерживались на протяжении всего действия. Не имевшие дворянских званий гости "плелись" в конце колонны. В их числе оказались и высокопоставленные (в ранге министров) представители США, Судана, Швеции и других стран. Сторонники "западной демократии" скромно помалкивали, удерживали указанное им место в процессии. Они не стали перечить воле именитых клиентов - хозяев выставки из богатой нефтью федерации арабских княжеств.
Заранее распланированная траектория движения "королевской инспекции" строго выдерживалась организаторами выставки. От имени последних выступала председатель правления Fairs&Exhibitions англичанка Вирджиния Керн.
Со стоявшим на площадке МиГ-29СМТ случилась следующая история. Дойдя до весьма популярного в странах Залива бизнес-джета Gulfstream V, Мохаммед отказался от предложения осмотреть его кабину, предпочтя краткий наружный осмотр. За американским самолетом располагался МиГ-29СМТ. Однако вместо того, чтобы повести процессию к "МиГу", у которого высокого гостя ждали руководитель Инженерного центра им. А.И. Микояна Владимир Барковский и заместитель генерального директора - генерального конструктора РСК "МиГ" по маркетингу и послепродажному обслуживанию Владимир Выпряжкин, Вирджиния Керн "потянула" принца к расположенному левее (за хвостом "МиГа") самолету региональных линий Embraer E-175.
Сине-голубой "бразилец" восторга у королевских особ не вызвал. Махнув рукой на предложение осмотреть стоявший поодаль самолет ДРЛО и управления ВВС Бразилии R-99A (EMB-145ANEW&C), принцы повернули направо, пройдя перед строем замыкавших статическую площадку самолетов авиации общего назначения фирмы Cessna. Таким образом они очертили 180-градусную дугу вокруг МиГ-29. Мохаммед на несколько секунд остановился, чтобы получше разглядеть русский истребитель. Но этого короткого времени оказалось недостаточно для топ-менеджеров РСК, чтобы прорваться к принцу через плотный кордон охранников.
Помявшись на месте, Мохаммед возобновил движение вокруг "МиГа". Он остановился еще один раз на траверзе 90 градусов. Но и в этот момент доступ к нему был прегражден - на этот раз "частоколом" из разложенного на земле "арсенала" самолета (ракеты Р-27, Р-73 и Х-31А, управляемые бомбы КАБ-500КР, подвесные топливные баки и контейнеры). Так и не дождавшись "подвода" хозяев серо-зеленого "МиГа", принц продолжил описывать круг, рассматривая самолет и обсуждая его внешность с оманским министром и кувейтским генералом. Так МиГ-29СМТ получил собственный "эксклюзив", став единственным из представленных на выставке летательных аппаратов, вокруг которого "королевская инспекция" описала полный круг.
Трудно сказать, была ли "циркуляция" вокруг МиГ-29 спланированной заранее или получилась спонтанно. Так или иначе, "МиГ" занял особое место в "королевской инспекции". Она, собственно, и завершилась на стоявшем перед носом русского истребителя легком вертолете Bell 407. Здесь от нее отделились тянувшиеся в хвосте колонны представители министерств обороны Алжира, Иордании и Судана. Они подошли к Барковскому с просьбой рассказать им про МиГ-29СМТ. С разрешения хозяев первым в кабину самолета поднялся иорданский генерал. Впрочем, иорданцы и суданцы у самолета не задержались - они ушли, так и не дослушав до конца подробное сообщение "микояновцев" о самолете и его вооружении. Алжирцы же проявили к "МиГу" больший интерес. Полковник Хамбати задавал Барковскому и Выпряжкину один вопрос за другим. Его интересовали характеристики самолета и его систем, а также арсенал средств поражения. Пока удовлетворялось его любопытство, генерал Гадиери забрался в кабину - с приставленной лестницы ему давал пояснения руководитель программы МиГ-29 Слободской.
Алжирцы неслучайно столь подробно изучали МиГ-29СМТ. В следующем году ожидается подписание контракта на пятьдесят таких самолетов общей стоимостью более полутора млрд. долларов. Внимательно слушал "микояновцев" и старавшийся держаться "за алжирскими спинами" полковник ВВС ОАЭ. В мае 2000 г. Эмираты предпочли российским предложениям по МиГ-29 и Су-35 американское, по F-16E/F Block 60. Тогда они подписали контракт на 80 таких самолетов общей стоимостью 6,8 млрд. долл. Первые американские машины, получившие название Desert Falcon ("Сокол пустыни"), приземлились на территории Дубая в мае этого года. К настоящему времени поставлено порядка 30 самолетов. Остальные должны поступить летом 2006-го. Кроме того, Эмираты модернизировали ранее закупленные у Франции истребители Mirage 2000 до уровня Мк9 и приобрели дополнительную партию таких машин, доведя численность парка до 63 самолетов.
Казалось бы, полторы сотни суперсовременных американских и французских истребителей вполне достаточно для небольшой страны. Столько не имеет ни одно государство Персидского залива. И все же у шейхов есть повод для беспокойства. Проведенные в этом году учебные воздушные бои между индийскими летчиками и их коллегами из американских и сингапурских ВВС выявили превосходство российской техники над американской. В первом случае индийские летчики на истребителях-перехватчиках Су-30К одержали победу в восьми из десяти боев против американских пилотов, летавших на истребителях завоевания превосходства в воздухе F-15C Eagle. Во втором случае индийские летчики на Су-30МКИ выиграли все десять боев против сингапурских коллег на F-16.
На пресс-конференции российской делегации руководители ФГУП "Рособоронэкспорт" и АХК "Сухой" заявили, что несколько стран региона Ближнего Востока и Северной Африки обратились к России с заявками на приобретение Су-30МК в "индийском" и "китайском" вариантах. А вице-президент НПК "Иркут" Владимир Саутов (со ссылкой на генерального директора "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова) сказал об интересе к закупкам Су-30МКИ со стороны Алжира и Таиланда. После снятия международных санкций, приобретение новых истребителей стало возможным и для Ливии. Интерес к нашей авиатехнике имеет и Иордания, которая в августе подписала соглашение по поставке двух военно-транспортных самолетов Ил-76МФ с опционом еще на два. На пресс-конференции "Рособоронэкспорта" генеральный директор - генеральный конструктор РСК "МиГ" Алексей Федоров сказал, что самолеты МиГ-29 в новейшем исполнении "СМТ" поставлены в Йемен и Эритрею.
В сентябре прошлого года ВВС Йемена получили первые МиГ-29СМТ. К моменту проведения Dubai-2005 число поставленных самолетов достигло полутора десятков. В первой половине 2005-го йеменские летчики опробовали свои новые машины на полигоне, проведя стрельбы управляемым оружием по морским, наземным и воздушным целям. В одном из таких "мероприятий" они добились 100% попаданий в серии из нескольких пусков ракет типа "воздух-поверхность" по морским целям.
Здесь уместно сравнение хода реализации двух программ - йеменской по МиГ-29СМТ и эмиратской по F-16E/F. Заключенные практически одновременно, они привели к разным результатам. Йеменские летчики, выполнившие к середине ноября 2005 г. более ста полетов на новых "МиГах", уже полностью и в совершенстве овладели искусством ведения воздушного боя и применения высокоточных средств поражения. А их соседи, налетавшие на "Соколах пустыни" более двухсот часов, пока не выполнили ни одного пуска. Бригадный генерал Али Хадем Салем Аль-Мансури, возглавляющий работы по F-16E/F со стороны ВВС ОАЭ, на пресс-конференции по программе Desert Falcon затруднился дать точный ответ на вопрос о том, когда первая эскадрилья этих самолетов будет полностью укомплектована и поставлена на боевое дежурство. Мансури дал понять, что в 2005 г. этого точно не произойдет, да и следующий год остается под вопросом.
Своевременная реализация программы поставок МиГ-29СМТ в Йемен и победы индийских летчиков Су-30 над их коллегами, пилотировавшими американские истребители, способствуют продвижению российской техники в страны Персидского залива. Иран повел переговоры по модернизации ранее приобретенных МиГ-29 и оказавшихся на его территории иракских самолетов данного типа в вариант "СМТ". Исламская Республика, возможно, закупит дополнительное количество МиГ-29. А высокопоставленные представители МО Саудовской Аравии сказали корреспонденту "ВПК" на салоне в Дубае, что они изучают вопросы приобретения российского оружия. Речь идет о самолетах, вертолетах, ракетах и другой технике для военно-воздушных и военно-морских сил. Саудовцы - традиционные покупатели американского оружия - обратили свой взор к России после охлаждения отношений с Вашингтоном в свете событий сентября 2001 г.
Вернулись к рассмотрению вариантов сотрудничества с Россией и ВВС ОАЭ. В 2000-2001 гг. они рассматривали возможность лизинга МиГ-29 из состава ВВС России. В основном речь шла о двухместных МиГ-29УБ для подготовки арабских летчиков-истребителей. С тех пор, однако, ВВС ОАЭ так и не решили вопрос по т.н. "учебным самолетам с высокой тяговооруженностью" (high-energy trainers). Сегодня, получив новейшие американские и французские истребители, Эмираты испытывают недостаток подготовленных экипажей.
Обучение во Франции и США стоит очень дорого. Поэтому руководство Минобороны ОАЭ рассматривает альтернативные варианты. В их числе - организация тренировочных центров подготовки летчиков-истребителей на авиабазах собственной страны. Для их оснащения потребуются современные учебные самолеты, тренажеры и учебные классы.
Вопросы подготовки летного состава стоят и перед Саудовской Аравией и Египтом. Вместе с ОАЭ, эти страны изучают возможность сборки по лицензии на своих предприятиях учебно-тренировочных самолетов нового поколения МиГ-АТ. На РСК "МиГ" разработана и предлагается арабским заказчикам новая "фирменная" система подготовки летчиков. Она предполагает использование новейших самолетных тренажеров боевого применения СТБП-29 и интерактивных систем обучения. Среди заказчиков новых тренажеров называют Бирму, Судан, Йемен и Индию.
Рынок стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока оценивается в 200-250 новых и модернизированных МиГ-29. Среди возможных покупателей фигурируют Алжир, Ливия и Египет. Возможности по увеличению парка МиГ-29 рассматривают Иран, Сирия, Эритрея, Судан и Йемен. В настоящее время с конкретными странами ведется предконтрактная работа по 120 новым и модернизированным МиГ-29. РСК "МиГ" считает, что платежеспособный спрос на мировом рынке позволит продать еще 60-70 самолетов МиГ-29СМТ и УБТ новой постройки, перед тем как производство полностью переключится на усовершенствованные МиГ-29М/М2 и унифицированные с ними корабельные МиГ-29К/КУБ, а также недавно анонсированный МиГ-35. Эта машина отличается увеличенным ресурсом планера, наличием управляемого вектора тяги и радара с активной антенной решеткой....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 23, 2024
"Аэрофлот" до конца июня внедрит оплату по биометрии
Май 24, 2024
Увидеть достопримечательности Ярославской области можно будет на вертолетной прогулке
Май 24, 2024
Почему в самолетах надо пристегиваться: объясняет авиаэксперт
Май 24, 2024
Молния ударила в самолет Анталья - Новосибирск - борт приземлился в Толмачево