Военное обозрение
25 апреля 2024, 07:24
БПЛА Mojave стал носителем пулеметных контейнеров GAP-6
Опытным путем
По всей видимости, General Atomics Aeronautical Systems, Inc. (GA-ASI) давно рассматривала вопрос расширения номенклатуры вооружений тяжелых БПЛА и ее дополнения подвесными пулеметными или пушечными контейнерами. Так, еще в 2022 г. она опубликовала фотографию опытного аппарата "Мохаве" со смешанной боевой нагрузкой. Под крылом были подвешены ракеты и бомбы разных типов, а также пара контейнеров DAP-6 с 7,62-мм пулеметами M134. Впрочем, тогда обошлись без уточнений.
Новая информация о применении контейнеров на Mojave появилась лишь недавно, 23 апреля 2024 г. Компания GA-ASI в официальном пресс-релизе сообщила, что 13 апреля состоялись первые испытания БПЛА с необычным подвесным вооружением. Мероприятия проводились в инициативном порядке и за счет компании-разработчика беспилотника. К ним привлекли компанию-производителя контейнеров Dillon Aero. Испытания состоялись на армейском полигоне Юма (шт. Аризона).
Перед полетами со стрельбой состоялись наземные испытания. Для отработки и проверки программного и аппаратного обеспечения БПЛА "Мохаве", закрепленный на земле, вел огонь из пулеметов по цели размером 8х4 фута (ок. 2,4х1,2 м). Когда удалось добиться стабильного поражения цели, начали подготовку к полетам.
Для проведения летных испытаний на пилонах БПЛА Mojave подвесили два контейнера DAP-6 с пулеметами M134. Беспилотник выполнил два полета с такой нагрузкой, в перерывах между которыми осуществлялась перезарядка контейнеров. Аппарат совершал заходы на учебные цели и в пологом пикировании вел огонь. Сообщается о семи заходах со стрельбой. В ходе испытаний два пулемета израсходовали ок. 10 тыс. патронов. Результаты стрельбы не раскрыты.
Опубликован короткий видеоролик о прошедших испытаниях. В нем показан процесс подготовки БПЛА и контейнеров, испытания на земле, а также полет и стрельба в воздухе. Кроме того, одну из камер установили возле учебной цели, роль которой играл списанный автомобиль-пикап. После очередного обстрела мишень взорвалась. Вероятно, для внешнего эффекта ее оснастили подрывным зарядом.
Оценки и прогнозы
Целью прошедших испытаний была демонстрация возможности оснащения тяжелого БПЛА ствольным вооружением. Опытный Mojave справился с возложенной задачей и смог применить пулеметы, а также поразить учебную цель. Испытания признаны успешными, и компания GA-ASI высоко оценивает их результаты.
В пресс-релизе отмечается, что "Мохаве" показал себя в качестве универсального воздушного средства. Он может вести разведку, наносить удары высокоточным оружием и осуществлять поддержку наземных подразделений с воздуха. При этом сохраняются все характерные преимущества БПЛА, такие как отсутствие рисков для оператора системы.
Теперь GA-ASI планирует продолжать работы и улучшать характеристики получившегося ударного комплекса. За счет доработок программного и аппаратного обеспечения собираются повысить точность огня и иные показатели. При этом по-прежнему будут использоваться контейнеры DAP-6 с зафиксированным пулеметом.
На следующем этапе хотят создать контейнеры с подвижным вооружением, которое будет перемещаться синхронно с оптико-электронной станцией беспилотника. Такие контейнеры будут отличаться в разы большей зоной обстрела, что даст понятный прирост боевой эффективности. Как скоро смогут представить новый контейнер и показать БПЛА с таким вооружением, неизвестно.
Материальная часть
Беспилотная авиационная система Mojave является последней на данный момент разработкой компании GA-ASI в области тяжелых разведывательно-ударных БПЛА. Проект был создан в конце прошлого десятилетия, и в июле 2021 г. опытный беспилотник совершил первый полет. При этом официальная презентация состоялась только через несколько месяцев, в декабре того же года.
Внешне и по конструкции "Мохаве" похож на предыдущие БПЛА от GA-ASI, но при его разработке использовались современные технологии и компоненты, а также опыт эксплуатации существующих изделий. Аппарат построен по схеме высокоплана с прямым крылом и Y-образным хвостовым оперением. От более старых БПЛА новый "Мохаве" отличается улучшенной механизацией крыла, усиленным шасси и т.д. Длина беспилотника достигает 9 м, размах крыла – 16 м. Максимальная взлетная масса – 3175 кг.
БПЛА оснащен турбовинтовым двигателем Rolls-Royce M250 мощностью 450 л.с. Двигатель помещен в хвосте фюзеляжа, имеет верхний воздухозаборник и вращает толкающий воздушный винт. Такая силовая установка позволяет аппарату совершать полет со средней дозвуковой скоростью и оставаться в воздухе не менее суток. Mojave имеет высокие взлетно-посадочные характеристики и не предъявляет особых требований к аэродрому базирования. Кроме того, проводились эксперименты с посадкой и взлетом с авианосца.
"Мохаве" получил автопилот и систему дистанционного управления, похожие на примененные в предыдущих проектах GA-ASI. Контроль осуществляется двумя операторами с наземной станции. Судя по характерному носовому обтекателю, БПЛА имеет спутниковую систему связи, которая резко улучшает возможности развертывания и дальность действия. Для ведения разведки и применения вооружения БПЛА несет оптико-электронный "шар". Возможна установка дополнительных систем разного рода с полноценной интеграцией в бортовой комплекс электроники.
Полезная нагрузка Mojave достигает 1600 кг. Для ее размещения имеются три точки подвески под каждой плоскостью и одна под фюзеляжем. Нагрузка на один узел меняется в пределах 160-290 кг. Основным оружием беспилотника до недавнего времени считались ракеты "воздух-поверхность" AGM-114 Hellfire. В будущем планируется интеграция новой ракеты AGM-179 JAGM. Теперь подтвердили возможность подвески и применения пулеметных контейнеров GAP-6.
GAP-6 от Dillon Aero представляет собой подвесной контейнер с пулеметом и системами подачи боеприпасов. Общая длина изделия вместе с блоком стволов M134 достигает 2,4 м, поперечник – 333х390 мм. Собственная масса контейнера с оружием составляет 73,5 кг, с полным боекомплектом – 159 кг. Контейнер подвешивается на стандартные балочные держатели и соединяется с системами управления вооружением носителя.
Контейнер несет шестиствольный пулемет с вращающимся блоком стволов M134D-H. В системе боепитания помещается лента на 3 тыс. патронов 7,62х51 мм. Скорострельность – 3 тыс. выстр./мин. Эффективная дальность огня – не менее 1 км.
Важный эксперимент
Эксперимент компании GA-ASI с оснащением тяжелого БПЛА пулеметными контейнерами представляет большой интерес. Он показал принципиальную возможность расширения номенклатуры вооружений разведывательно-ударного беспилотника и его способность решать новые задачи. При этом большое значение имеет не только сама установка контейнеров GAP-6 на аппарат Mojave, но и технические решения, обеспечившие ее.
Так, пулеметный контейнер предъявляет специфические требования к пилонам носителя. При стрельбе он создает значительный импульс отдачи, который может негативно влиять на планер. Недавние испытания показали, что Mojave справляется с такими нагрузками. Конструкция не повреждается, и сохраняется установленная наводка. Скорострельный пулемет также создает поток пороховых газов. Высокое расположение воздухозаборника исключает их попадание в двигатель и нарушение его работы.
Разработчикам проекта пришлось уделить внимание системам и алгоритмам управления беспилотником. Дело в том, что курсовое пулеметное вооружение применяется на пикировании на ограниченных высотах. Такой режим полета нехарактерен для БПЛА по типу "Мохаве" и создает понятные риски. В связи с этим требовалось изучить поведение беспилотника на пикировании, его маневренность на таком режиме и т.д. Вероятно, потребовалось доработать алгоритмы управления для получения требуемой маневренности и исключения возможных аварий.
Проведенными работами заложен фундамент для дальнейшего развития интересной концепции. В частности, GA-ASI и Dillon Aero собираются создать новый контейнер с подвижным пулеметом, имеющий увеличенный сектор обстрела. Возможность наведения оружия увеличит сектор обстрела, а также расширит режимы полета для применения пулемета.
Работы продолжаются
В рамках интересного эксперимента компании GA-ASI удалось показать новый способ боевого применения существующего БПЛА. Ствольное вооружение может использоваться для огневой поддержки войск и/или для поражения целей, на которые не следует тратить дорогие и дальнобойные ракеты. Теперь планируется развивать проверенные идеи и внедрять новые решения.
Компании-разработчики уже анонсировали новые испытания, хотя и не стали уточнять даты их проведения. Можно ожидать, что они продолжат работы по установке ствольного вооружения на БПЛА и не станут ограничиваться одним "Мохаве". Насколько сложной будет доводка обновленного беспилотного комплекса, неизвестно. Но если все эти работы завершатся успехом и дадут желаемый результат, то на них могут обратить внимание в Пентагоне. Интерес военного ведомства даст проекту большое будущее.
Автор: Рябов Кирилл
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции