Военное обозрение
8 мая 2024, 07:30
Опознать и не поразить свои: новая проблема ПВО и БПЛА
40 процентов
Одним из мировых лидеров в области беспилотного авиастроения считается Израиль. Его промышленность выпускает БПЛА всех основных классов и множества типов, а также занимается средствами защиты от подобных угроз. Благодаря этому Армия обороны Израиля имеет на вооружении как современные беспилотники, так и средства противодействия им.
Противники АОИ в лице движений ХАМАС, Хезболла и т.д. тоже активно используют беспилотную авиацию, в основном малые и легкие аппараты. Средства и системы ПВО израильской армии регулярно засекают и перехватывают такие цели. С октября прошлого года, после атаки ХАМАС из Сектора Газа, интенсивность полетов выросла, как и активность ПВО для их пресечения.
Недавно стали известны интересные подробности работы израильской ПВО по беспилотным воздушным целям. В конце апреля-начале мая в США прошла ежегодная конференция Modern Day Marine, посвященная вопросам развития Корпуса морской пехоты. С докладом о беспилотных авиационных системах на конференции выступил специалист командования боевого развития и интеграции КМП подполковник Майкл Пруден.
Рассказывая об особенностях борьбы с БПЛА, М. Пруден привел пример из практики АОИ. Не уточняя сроки и не называя конкретную операцию, он отметил, что 40% беспилотников, сбитых израильской ПВО и прочими подразделениями, принадлежат самой АОИ – речь идет о дружественном огне.
М. Пруден назвал причины такой ситуации, и они оказались достаточно простыми. В зоне боевых действий, например на границе Сектора Газа, любой БПЛА может представлять потенциальную угрозу для АОИ. При этом момент обнаружения воздушной цели и попытку атаки с ее стороны могут разделять всего лишь секунды. У бойцов на местах нет времени для тщательного анализа обстановки, и они встречают подозрительный объект огнем.
Проблемы развития
По мнению подполковника Прудена, израильский опыт уничтожения собственных летательных аппаратов наглядно показывает одну из проблем развития беспилотной авиации. В разных родах войск пока отсутствует координация в вопросах применения БПЛА, что мешает их работе или даже несет определенные угрозы.
Для улучшения ситуационной осведомленности или нанесения ударов подразделения поднимают в воздух многочисленные беспилотники. При этом они никому не сообщают о своих полетах, в т.ч. подразделениям ПВО и противодействия БПЛА. В такой ситуации количество воздушных целей растет, и зенитчикам приходится работать не только по вражеским беспилотникам, но и, вынужденно, по своим.
Такая ситуация имеет очевидные негативные последствия. Так, возрастает нагрузка на ПВО, увеличиваются требования к ее структуре и оснащению, а также растет расход боеприпасов. Одновременно с этим повышается вероятность пропустить вражеский БПЛА с понятным результатом. Кроме того, успешное поражение дружественного беспилотника помешает своему подразделению решать его собственные задачи.
Согласно последним новостям, АОИ в полной мере столкнулась с проблемой идентификации БПЛА и определения их принадлежности. М. Пруден и его коллеги опасаются, что аналогичные затруднения возникнут и у других армий, в т.ч. у вооруженных сил США в целом и КМП в частности. В связи с этим уже сейчас, до появления таких проблем, следует искать и принимать необходимые меры.
Возможные решения
Проблема распознавания БПЛА уже частично решена. Беспилотники некоторых моделей оснащаются приборами радиолокационного опознавания. Такой прибор получает кодированный запрос от РЛС и отправляет свой код, по которому она определяет государственную принадлежность воздушного объекта.
Существующие приборы государственного опознавания имеют определенные размеры и массу, из-за которых могут устанавливаться только на крупных БПЛА. Использование таких устройств на легких и средних беспилотниках не представляется возможным. Выходом из такой ситуации может стать разработка новых компактных ответчиков, масса и дальность действия которых соответствуют техническим и летным параметрам беспилотника-носителя.
Для использования ответчиков на БПЛА нужно широко внедрить в наземных подразделениях соответствующие запросчики. Такие приборы нужны всем частям и соединениям, штатно занятым в борьбе с беспилотной авиацией или решающим такие задачи от случая к случаю.
Впрочем, использование ответчиков не гарантирует защиту от дружественного огня. Так, в феврале 2024 г. немецкий фрегат Hessen, задействованный в операции в Красном море, попытался атаковать американский разведывательный БПЛА MQ-9 Reaper. Как сообщалось, причиной инцидента стали проблемы при идентификации воздушной цели и определения ее принадлежности.
Очевидно, что внедрение запросчиков в войсках и применение ответчиков на массовых БПЛА поможет сократить количество подобных инцидентов, но не исключит их полностью. Возможны ошибки приборов или неправильные действия личного состава, которые приведут к неоправданным потерям беспилотников.
Помочь решению общей проблемы может правильная организация применения беспилотной авиации и взаимодействия разнородных подразделений. Так, возможно создание системы, в которой информация о поднятых в воздух БПЛА будет передаваться в системы управления тактического звена, желательно в автоматическом режиме. Доступ к списку летающих БПЛА и данные об их местоположении позволят ПВО и подразделениям противодействия иметь более полную картину воздушной обстановки.
Такая система сбора и обмена данными имеет очевидные преимущества, но не лишена недостатков. Прежде всего, это сложность ее построения, как с нуля, так и на основе существующих систем управления. Такая система требует оснастить все расчеты БПЛА терминалами и средствами связи для обмена данными, а также соответствующим образом модернизировать инфраструктуру связи и ПВО.
При всем этом, работа в режиме реального времени не гарантируется, что затруднит опознавание воздушных объектов. Также существует угроза в виде средств РЭБ противника. Невозможность прохождения данных по всей цепочке помешает применению БПЛА и использованию данных с них, а также не позволит ПВО иметь полную картину и не реагировать на дружественные беспилотники.
Сопутствующие проблемы
Появление и массовое распространение легких и средних БПЛА с разведывательной и ударной функцией дало войскам новые возможности в области ситуационной осведомленности и огневого поражения противника. Однако прогресс в этих областях сопровождается появлением новых проблем и рисков разного рода.
К настоящему времени ведущие армии мира накопили большой опыт эксплуатации БПЛА разных классов и типов, в т.ч. негативный. Имеется понимание всех основных проблем подобной техники, и идет поиск необходимых решений. Как будут бороться с проблемой правильного и быстрого опознавания своих и чужих БПЛА, пока не ясно. Но очевидно, что этот вопрос найдет свое решение, т.к. никто не желает повторять израильский антирекорд по поражению собственных беспилотников.
Автор: Рябов Кирилл
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 17, 2024
США увеличат расходы на лазерное оружие для борьбы с дронами
Май 17, 2024
Пограничники лондонского аэропорта "Хитроу" объявили о проведении забастовки
Май 17, 2024
В НГТУ имени Р. Е. Алексеева создали БПЛА на базе МАЗа
Май 17, 2024
СМИ: Китай, вероятно, построил первый в мире специальный авианосец для БПЛА