О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Правительство расширило эксперимент по воздушным беспилотникам в Самарской области

В рамках расширения программы экспериментального правового режима по эксплуатации беспилотных авиационных систем в сценариях перевозки грузов, авиационных и сельхозработ в Самарской области (ЭПР, БАС), который действует с ноября 2023 года, добавляются территории Оренбургской, Сахалинской и Еврейской автономной области, включаются задачи по разработке и апробации финансово-экономических моделей использования БАС в различных отраслях экономики, тестированию сложных технологических решений по предотвращению столкновений в воздухе.

Поправки подготовлены Минэкономразвития России, изменения инициированы оператором опытного района ООО "Транспорт будущего Самара" и поддержаны всеми компаниями-участниками эксперимента, Минтрансом, АНО "Цифровая экономика" и региональными органами власти. Соответствующее постановление Правительства РФ опубликовано на портале правовых актов.

Расширение территории реализации эксперимента открывает новые возможности для применения технологий БАС для доставки грузов и обработки сельскохозяйственных земель и отвечает задачам, поставленным Президентом России о расширении использования ЭПР в сфере цифровых инноваций. В рамках эксперимента также планируется апробировать финансово-экономические модели использования БАС, в частности, в сельском хозяйстве, аэрологистике, электронной коммерции и картографии. После разработки и утверждения их оператором "опытного района" эти модели будут направляться на рассмотрение в Минэкономразвития.

В реализации ЭПР принимают участие 19 компаний, предусмотрен упрощенный порядок присоединения к эксперименту. В рамках мониторинга ЭПР в Самарской области за весь период его реализации (по состоянию на III квартал 2025 г.) зафиксировано более 78 тыс. полетов и более 170 тыс. гектаров обработанных сельскохозяйственных земель.

Еще одним новшеством программы станет апробация технологии "цифровые полеты", которая позволит отрабатывать применение беспилотников с минимальными рисками и затратами.

Решение реализуется в два этапа. Первый - виртуальный: тестирование работы БАС в цифровом двойнике реальной среды с целью оценки эффективности алгоритмов управления, корректности работы систем с искусственным интеллектом, отработка механизма предотвращения столкновений, а также определение оптимальных сценариев взаимодействия беспилотных авиационных систем с наземной инфраструктурой. Второй этап - реальные испытания. Беспилотники выполнят полеты в специально выделенном воздушном пространстве, постепенно усложняя сценарии - вплоть до совместных полетов с пилотируемой авиацией.

Такой подход повышает безопасность и ускоряет интеграцию беспилотников в единое воздушное пространство. Результаты испытаний лягут в основу предложений по проведению цифровых полетов, которые оператор опытного района представит в Росавиацию в рамках реализации программы ЭПР.

Кроме того, в качестве отдельного направления ЭПР выделено применение сельскохозяйственных БАС. Согласно плановым показателям за период реализации эксперимента планируется обработать не менее 660 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель.

С учетом опыта реализации ЭПР оптимизированы процедуры по допуску специалистов к эксплуатации БАС, а также самих БАС (предусмотрена возможность допуска дронов, имеющих подтверждающие документы, полученные в рамках общего регулирования, без прохождения дополнительных процедур).

Расширение географии эксперимента, успешно реализующегося в Самарской области, на Оренбургскую и Сахалинскую области, а также на Еврейскую АО говорит о востребованности услуг, оказываемых с помощью БАС, считает директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Владимир Волошин.

"Одна из лучших программ ЭПР в сфере БАС существенно расширятся, как и в части включения дополнительных территорий проведения апробации технологий, так и в части решения более сложных технологических задач, в том числе отработки систем предотвращения столкновений в воздухе. Кроме того, проводится дополнительная работа по разработке и тестированию финансово-экономических моделей применения БАС, адаптированных к потребностям рынка. Данные изменения имеют большое значение для развития рынка БАС, а опыт по цифровым полетам будет ценным для регулятора отрасли при изменении общего регулирования. Ожидаемые результаты программы - это готовая модель применения технологии, которую в последующем можно будет масштабировать в различных отраслях", - подчеркнул Владимир Волошин.

За второй год участия в ЭПР Самарской области количество полетов увеличилось почти в пять раз по сравнению с первым годом - с 14230 полетов до 64335 полетов. Доля использования БАС в сельском хозяйстве достигла 96%, что свидетельствует о высокой эффективности и перспективности внедрения данных технологий в аграрный сектор, а также о повышенном доверии к ним в регионе, отметил генеральный директор ООО "Транспорт Будущего" Юрий Козаренко.

"Особое внимание в рамках эксперимента уделяется безопасному внедрению технологий: сначала виртуальные "цифровые полеты", а потом и реальные. Такой подход помогает протестировать работу систем, снизить риски и подготовить фундамент для совместных полетов с пилотируемой авиацией. Расширение процедуры допуска специалистов и беспилотных систем, в свою очередь, ускорит массовое использование БАС", - прокомментировал Юрий Козаренко.
Авторские права на данный материал принадлежат «Министерство экономического развития Российской Федерации». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка