О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушные порталы: где и как обновляют инфраструктуру аэропортов

В России уже больше пяти лет активно обновляется региональная аэропортовая инфраструктура. Стартовав в 2018 году в рамках федерального проекта "Развитие региональных аэропортов" и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, данный процесс не приостановился даже после ограничения прямых воздушных сообщений с рядом западных стран, решивших таким образом изолировать нашу страну от внешнего мира. Продолжившееся развитие российских аэропортов позволило расширить внутренние авиамаршруты, повысить комфорт и безопасность для пассажиров, придало импульс экономике регионов. Что уже выполнено и как правительство справляется с финансированием строительства и реконструкции региональных аэропортов? "ФедералПресс" расскажет об этом подробнее.

Аэропорт как визитная карточка

Любой аэропорт – это не только объект транспортной инфраструктуры, но и визитная карточка региона. От его состояния, основных функций, технического оснащения зависит регулярность и безопасность полетов, качество обслуживания пассажиров и грузов и конкурентоспособность воздушной гавани.

Как ранее писал "ФедералПресс", в течение 2018–2023 годов в России было введено в эксплуатацию 33 объекта аэродромной инфраструктуры, в том числе 19 взлетно-посадочных полос. Среди значимых объектов, введенных в эксплуатацию, значатся логистический комплекс в международном аэропорту Жуковский, терминалы B и C в международном аэропорту Шереметьево, новые аэровокзальные комплексы Нового Уренгоя, Домодедова, Новосибирска, Владикавказа, Сангара, Хандыги, Ремезова (Тобольск), Утреннего (ЯНАО), аэропорт "Гагарин" (Саратов), новые пассажирские терминалы в международных аэропортах Саранска, Симферополя и Калининграда, новый пассажирский терминал внутренних воздушных линий аэропорта Гумрак в Волгограде. Кроме того, были реконструированы аэропортовые комплексы в Челябинске, Норильске, Хабаровске, Минеральных Водах, Якутске, Великом Устюге. Проектировщики зачастую подходят к решению творчески: к примеру, нестандартная архитектурная концепция новоуренгойского терминала в виде традиционного жилища коренных народов Севера – чума – позволила отнести этот крупнейший авиаузел Ямало-Ненецкого автономного округа к одним из самых красивых в России.

При обновлении аэропортовой инфраструктуры основной упор делается на реконструкцию действующих аэродромов: ВПП, рулежных дорожек, мест стоянок и зданий аэровокзалов. Как заявлял заместитель министра транспорта России Василий Десятков, в 2023 году в региональных аэропортах было введено 9 ВПП – почти столько же, сколько за предыдущие 4 года. Среди подобных завершенных в прошлом году проектов – реконструкция 3-километровой ВПП с применением гидрофобизирующего состава отечественного производства, увеличивающего срок эксплуатации аэродромных покрытий до 25 лет, и других объектов в аэропорту Магнитогорска, а также строительство нового аэровокзального комплекса на 5 млн пассажиров в год, стилизованного под морской прибой, на Сахалине.

В планы 2024 года входит достройка и сдача в эксплуатацию 13 объектов, включая 9 ВПП в аэропортах Кемерова, Мирного, Орла, Охотска, Полярного, Томска, Воронежа, Грозного и Беринговского (Чукотский АО). Так, после обновления и ремонтов аэропортов в Енисейске и Кирове, позволивших им увеличить пассажиропоток, в этом году совершенствуется инфраструктура Геленджика, на завершающий этап вышли работы в аэропорту Воронежа им. Петра Первого готовятся к открытию новые терминалы в Чебоксарах и Томске.

Выполняемая реконструкция 6 объектов, в том числе ВВП в аэропортах Бодайбо, Тиличиков, Махачкалы, Йошкар-Олы, аэродромная инфраструктура Мурманска и аэровокзальный комплекс в Грозном, будет завершена в 2025 году. Также в следующем году заработают терминалы в аэропортах Оренбурга, Благовещенска, Минеральных Вод, Хабаровска и других, в 2026-м – в Магнитогорске, Чите, Калининграде, Челябинске.

Ранее сообщалось о планах по реконструкции в 2025–2030 годах пяти аэропортов в Ростовской области – в Волгодонске, Вешенской, Белой Калитве, Ремонтном и Сальске – для возрождения региональных авиаперевозок. До 2030 года будут приведены в порядок и аэропорты в новых регионах: здесь требуют восстановления воздушные гавани Луганска, Мариуполя, Донецка, Мелитополя.

Кроме того, в скором времени аэропортовую инфраструктуру России пополнят объекты калининградского Храброво и Камчатки, новые аэровокзальные комплексы в Улан-Удэ (он будет похож на буддийскую пагоду) и на Колыме (здесь строительство ведется в условиях вечной мерзлоты), терминалы внутренних и международных авиалиний общей мощностью до 600 пассажиров в час в Благовещенске.

К слову, только на Дальнем Востоке, для которого в ноябре прошлого года Владимир Путин поручил разработать и утвердить комплексный план развития воздушных внутрирегиональных перевозок, за счет обновления аэропортовой инфраструктуры пассажиропоток будет доведен до 4 млн человек к 2030 году.

После внесения в 2023 году в государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации России аэропорта Усть-Илимска власти задумались над развитием его инфраструктуры. В план реконструкции на 2025–2030 годы могут быть включены также аэропорты в Киренске, Усть-Куте и Ербогачене.

Реализуемые проекты реконструкции и строительства аэропортовой инфраструктуры направлены на улучшение доступности услуг воздушных гаваней, качества обслуживания и комфорта пассажиров и требуют миллиардных вложений.

Фонд, бюджет, инвесторы

Инвестированием в аэропортовую инфраструктуру в России с разными темпами активности занимаются много лет как федеральные власти, так и частные компании из числа владельцев аэродромов.

Как сообщал в начале прошлого года президент РФ Владимир Путин, за последние 20 лет в стране было модернизировано 84 аэродрома и построено восемь новых региональных и узловых аэропортов. Неплохой результат для отрасли. Но все еще недостаточный для построения совершенно новой, более качественной и эффективной инфраструктуры, которая могла бы связать регионы – в том числе самые отдаленные – как между собой, так и с большой землей.

В январе текущего года на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства министр транспорта Виталий Савельев информировал, что к 2030 году в эксплуатации в стране будет 241 аэродром, из которых 228 – действующих, и из них 111 подлежат реконструкции и капитальному ремонту – эти работы, по словам министра, требуют привлечения 383 млрд рублей. А механизмы финансирования с учетом бюджета и внебюджетных источников должны быть утверждены в 2024 году. В конце февраля Путин заявлял о необходимости за шесть лет обновить не менее 75 аэропортов (это больше трети аэропортовой сети страны), затратив на эти проекты не менее 250 млрд рублей бюджетного финансирования.

Согласно обновленному паспорту Федерального проекта "Развитие региональных аэропортов", реализуемого с октября 2018 до конца 2024 года, за указанный период количество введенных в эксплуатацию взлетно-посадочных полос должно увеличиться с 2 до 32, вспомогательных объектов аэропортовой инфраструктуры – с 7 по состоянию на 2022 год до 20 за счет их реконструкции и строительства. Доля закупок отечественного производства от общего объема закупок за шесть лет должна возрасти с 41 до 65 %. Данные паспорта указывают на то, что на реконструкцию объектов в аэропортовых комплексах, находящихся в собственности Российской Федерации, в течение всего срока реализации проекта будет направлено в общей сложности 191,6 млрд рублей.

Суммы на эти цели росли кратно от года в год, обеспечивая финансирование все большего количества региональных проектов: согласно документу, если в 2019 году объем средств был на уровне 14,7 млрд рублей, в 2020-м – 25,7 млрд рублей, в 2021-м – свыше 26,6 млрд рублей, то на 2022-й пришлась наибольшая сумма затраченных денег – 57,6 млрд рублей, тогда как в прошлом и текущем годах финансирование было уменьшено до 35,3 млрд рублей и 31,7 млрд рублей соответственно. Всего из федерального бюджета на реконструкцию этих объектов будет направлено 158,2 млрд рублей: ежегодно выделяемые суммы увеличивались с 9,5 млрд рублей в 2019 году до 35,3 млрд рублей в 2023-м и 31,7 млрд рублей в 2024-м, а в 2022-м был направлен самый крупный транш – 49,3 млрд рублей. На внебюджетные источники здесь пришлись 33,4 млрд рублей: деньги выделялись в период с 2019 по 2022 год, а суммы варьировались в пределах 5,2–10,9 млрд рублей ежегодно.

Реконструкция объектов в аэропортовых комплексах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, оценена почти в 15,4 млрд рублей, в том числе в 2019 году на эти цели было выделено около 1,5 млрд рублей, в 2020-м – более 3,5 млрд рублей, в 2021-м – свыше 1 млрд рублей, в 2022-м – 2,9 млрд рублей, в 2023-м – 3 млрд рублей, а на 2024-й паспортом предусмотрена сумма 3,5 млрд рублей. Очевидно, что основную часть необходимых для реализации проекта денег – а это 14,6 млрд рублей для всего срока – здесь также предполагается направить из федерального бюджета. Причем, судя по документу, объем выделяемых на эти цели федеральных средств вырос с 1,3 млрд рублей в 2019-м до 3,4 млрд рублей в 2024 году.

Как писал в ноябре прошлого года "Интерфакс", проект госбюджета на ближайшую трехлетку предполагал сокращение финансирования федерального проекта "Развитие региональных аэропортов" в 2024 году на 22 %, до 27,4 млрд рублей, относительно объема, заложенного прежде, и невыделение средств из федерального проекта в 2025 и 2026 годах. И тогда же глава Росавиации Дмитрий Ядров попросил премьер-министра РФ Михаила Мишустина рассмотреть возможность продления до 2030 года госфинансирования реконструкции ВПП в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Обсуждая в начале года варианты финансирования программы строительства и реконструкции аэропортов, глава Минтранса России Виталий Савельев предложил часть требуемых денег привлечь за счет механизма государственно-частного партнерства – именно так, по его словам, были модернизированы аэропорты Шереметьево, Новый Уренгой и Благовещенск. В качестве другого варианта было предложено ремонтировать аэродромы за счет дополнительного сбора с пассажиров. Средства могли бы аккумулироваться в специальном фонде, аналогичном дорожному. Как ранее подсчитал глава сибирского кластера "Новапорт", гендиректор новосибирского аэропорта Толмачево Евгений Янкилевич, ежегодно его могли бы пополнять 20 млрд рублей госбюджетных денег и 30 млрд рублей целевых сборов из расчета допоплаты пассажиром 300 рублей за один авиабилет при совокупном пассажиропотоке авиакомпаний в 100 млн человек в год. По его мнению, этих средств вполне хватило бы на ежегодную реконструкцию аэродромов при их среднем сроке эксплуатации в 20 лет. Впрочем, такое "тарифное последствие" как раз может помешать финансированию, считает Евгений Чудновский, гендиректор УК "Аэропортов регионов" – компании, которая управляет 10 аэропортами в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове-на-Дону, Новом Уренгое, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске, Оренбурге и Тобольске.

"Нам нужно очень аккуратно подойти к тому, насколько вырастут тарифы аэропортов, если мы будем активно внедрять ГЧП. Для этого сейчас Минтрансом прорабатывается система с капитальными грантами, когда в какой-то пропорции частный инвестор будет получать капгрант из бюджета, и мы сможем оперативнее и дешевле строить. Но мы должны вместе с министерством отрегулировать чувствительность авиакомпаний к росту тарифа: сколько сможет авиакомпания взять на себя, а точнее – сколько потребитель готов за это заплатить", – говорил он ранее.

У Торгово-промышленной палаты России (ТПП) имеется собственное предложение касательно финансирования проектов строительства и модернизации региональных аэропортов.

"Самый прямой и оперативный первоначальный вариант наполнения финансовыми ресурсами фонда строительства и реконструкции аэропортов и аэродромов – использование части средств Фонда национального благосостояния и золотовалютных резервов Банка России и целевая эмиссия специальных облигаций правительства РФ. В процессе дальнейшего функционирования фонда для пополнения его ресурсов можно будет использовать и различные цифровые финансовые инструменты, в том числе целевую эмиссию цифрового рубля", – сказал "ФедералПресс" председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.

Но он также согласен с тезисом о том, что "опыт реконструкции некоторых аэропортов в России убедительно свидетельствует, что активное участие частного капитала в партнерстве с государством в строительстве и реконструкции аэропортов и аэродромов дает значительный положительный эффект".

"Подготовленный сейчас правительством РФ проект изменений в федеральный закон о государственно-частном партнерстве, предусматривающий широкое применение механизма ГЧП в инвестиционных проектах реконструкции крупных промышленных и инфраструктурных объектов, будет отличной законодательной основой эффективного использования формата ГЧП при строительстве и реконструкции аэропортов и аэродромов. Планируемый к созданию соответствующий фонд будет обеспечивать значительное реальное участие государства в данных проектах", – отметил Владимир Гамза.

Пока механизмы финансирования развития и модернизации аэродромной инфраструктуры прорабатываются, некоторые частные инвесторы, не дожидаясь соответствующих решений, вкладывают в развитие аэропортовой инфраструктуры собственные деньги.

Так, в начале года стало известно о планах УК "Аэропорты регионов" по строительству нового аэропорта под Омском (проект "Омск-Федоровка" стоимостью 42 млрд рублей предполагается реализовать на концессионной основе) и сооружению нового авиаузла в Карачаево-Черкесии с инвестициями 25 млрд рублей; о намерении "Новапорта" инвестировать в открытие новых терминалов в 13 аэропортах в 2024–2026 годах; а также о вводе в эксплуатацию в 2025 году компанией "АБС Благовещенск" нового аэровокзала и грузового терминала стоимостью более 13 млрд рублей в Благовещенске.

Ожидается, что федеральный проект по развитию аэродромов в период 2025–2030 годов будет сформирован до 1 июня 2024 года. При выполнении графиков работ и обеспечении своевременного финансирования скоро регионы России объединит целая сеть современных, отвечающих всем требованиям безопасности воздушных порталов.
Авторские права на данный материал принадлежат «ФедералПресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка