Двигатели для легкомоторной авиации: старые проблемы и новые перспективы
Тема: Двигатели для легкомоторной авиации: старые проблемы и новые перспективы
Обсуждаем: Двигатели для легкомоторной авиации: старые проблемы и новые перспективы, Двигатель, 29.06.2010
Развитие легкомоторного бизнеса в России сильно отстает от европейских государств и США и Канады
Но ведь летают. Вот для ремоторизации и будут делать.
«Общий объем инвестиций в развитие направления по ремонту двигателей, с учетом затрат на модернизацию авиационно-технической базы вертолетного центра в Истре составил 350 млн. рублей. В 2017 году будет дооснащен и укомплектован склад запчастей, сформирован парк обменных двигателей. Современный технический центр на базе хелипорта в Истре – часть наших усилий по развитию инфраструктуры малой авиации в России. Увеличение парка легких вертолетов уже сейчас требует создания адекватных условий для их технического обслуживая. Раньше провести определенные виды работ можно было только за рубежом. Теперь у владельцев вертолетов Robinson появилась более выгодная альтернатива - наш техцентр в Истре», - рассказывает председатель совета директоров компании «Хелипорты России» Александр Хрусталев.
В минувшем году в техническом центре «Хелипорт Истра» был создан участок для испытания двигателей с современным стендом, измерительной лабораторией и покрасочной камерой. На участке производится разборка двигателя по элементам, зачистка, дефектация методами неразрушающего контроля, замер геометрических параметров всех элементов, сборка, испытания и внешняя покраска всех элементов поршневых вертолетных двигателей Lycoming.
В настоящее время технический центр компании в Истре - единственный в России обладает необходимыми разрешительными документами для проведения технического обслуживания и специальных инспекций, в том числе работ необходимых для определения очередного межремонтного ресурса двигателей Lycoming.
В январе 2017 года технические специалисты «Хелипорт Истра» успешно завершили инспекцию двигателя Lycoming после внезапной остановки двигателя, вызванной ударом лопастей о неподвижный предмет. Данный вид инспекции является самым объемным видом инспекции для использующихся в вертолетах Robinson поршневых двигателей Lycoming. Работа потребовала полной разборки двигателя, тщательного анализа состояния по геометрическим параметрам и наличию трещин в каждой из них в лаборатории неразрушающего контроля. После сборки были проведены испытания работы двигателя. Полученные показатели были аналогичны показателям нового двигателя. Завершающим этапом инспекции стало обновление лакокрасочного покрытия двигателя в покрасочной камере перед отгрузкой заказчику и установкой на воздушное судно.
Локализация инфраструктуры по ремонту двигателей Lycoming в России существенно снижает стоимость эксплуатации легких вертолетов Robinson. Согласно регламенту, капитальный ремонт двигателя вертолетов Robinson R44 Raven I и Raven II должен производиться через каждые 2200 часов налета или после 12-ти лет эксплуатации. Ранее владельцам вертолетов приходилось отправлять силовые установки для ремонта на завод-изготовитель в США. За счет локализации инфраструктуры по ремонту оптимизируются затраты на логистику и таможенную очистку, значительно сокращается время проведения работ.
«При проведении работ по продлению ресурса двигателей Lycoming в России, по сравнению с аналогичным ремонтом в США экономия для владельцев вертолетов составит до 20%», - рассказывает генеральный директор вертолетного центра «Хелипорт Истра» Михаил Юшков. «Мы первыми в России намерены запустить программу обмена отремонтированных двигателей Lycoming - аналог программы, действующей на заводе-изготовителе в США (Lycoming overhaul and exchange program). Внедрение программы позволит сократить до минимума время простоя вертолета во время проведения работ по продлению ресурса двигателя. Это актуально для авиакомпаний, которые эксплуатируют вертолеты Robinson».
Конструкторы из Уфимского авиационного университета разработали двигатель для судов сверхлегкой авиации. Он должен превзойти зарубежные аналоги, во-первых, по эффективности, во-вторых по цене. Если разработка будет стоит на миллион рублей дешевле, можно с уверенностью предполагать, что серийный образец заинтересует авиастроителей. Так считают авторы проекта.
Группа молодых ученых из авиационного университета завершила работу над проектом уникального двигателя для сверхлегкой авиации. На самолеты такого типа даже при сборке их в России ставят исключительно зарубежные компоненты. Цена на них слишком высокая.
Технологию, благодаря которой удастся снизить стоимость производства, разумеется, держат в тайне. Не разглашают также данные о топливной системе двигателя. Самолеты с уфимским ноу-хау смогут потреблять как бензин, так и авиационный керосин. Кроме того, конструкторы придумали, как при этом повысить мощность и снизить расход.
Разработка будет выглядеть примерно вот так. Сейчас конструкторы готовятся к выпуску опытного образца. Несколько предприятий уже выступили с предложением помочь в производстве деталей.
Информацию о проекте разместили на краудфандинговой площадке. На создание 1-го экземпляра нужно около 3 миллионов рублей. Конструкторы рассчитывают запатентовать разработку и приступить к серийному производству. Но перед этим, разумеется, опытный образец должен пройти многочисленные испытания. В случае успеха, а ученые из Уфы в этом не сомневаются, они отправят запрос на получение сертификата.
Российское предприятие «Двигатели для авиации» из Уфы сообщило о завершении проектирования и начале сборки опытного образца отечественного мультитопливного силового агрегата для малой авиации – ДДА-120 мощностью 120 л.с. Таким образом, в нашей стране появится первый современный авиамотор мощностью менее 200 л.с. – сегодня в этом классе присутствуют только новые двигатели зарубежного производства.
Особенно стоит отметить, что инициатива по созданию ДДА-120 – это частный проект, когда после многолетнего отсутствия интереса к малой авиации со стороны чиновников и практически навязыванию импортной техники, группа специалистов решила создать наш, российский, конкурентоспособный двигатель. Как и в истории с «частным» учебно-тренировочным самолетом СР-10, который удалось довести до летных испытаний без поддержки государства (потом проектом заинтересовалось Минобороны и поддержало его), есть все шансы получить для отрасли качественное и эффективное решение. Достаточно привести экономические выкладки разработчиков: самый дешевый новый импортный двигатель такого типа стоит более 1,2 миллиона рублей – российский аналог выйдет на рынок в ценовой группе от 300 до 500 тысяч рублей!
Что известно о новом двигателе ДДА-120? Он обладает хорошими характеристиками: высокой удельной мощностью и возможностью работы на различных видах топлива (авиационном керосине, дизеле, бензине любого октанового числа и даже на растительном масле). Снаружи ДДА-120 практически ничем не отличается от аналогов, которые широко применяются в малой авиации, например, в вертолетах Robinson R22 и самолетах Cetus 200. Многие отечественные создатели и производители малых воздушных судов проявили интерес к разработке, поступают первые заказы. Сейчас лабораторный однотактовый образец прошел все испытания, и как оценивают сами разработчики, к концу 2017 года можно будет говорить о завершении работы на опытным экземпляром.
Предлагаем вашему вниманию видео от разработчиков:
Основными критериями при создании двигателя являлись стоимость изделия и эксплуатации, назначенный межремонтный ресурс и топливная эффективность, которые в совокупности определяют расходы на летный час.
Характеристики ДДА-120M
Объем двигателя, см3 1300
Количество цилиндров 3 (рядное)
Отношение ход/диаметр 75/86 = 0,872
Геометрическая степень сжатия 10,5
Максимальная частота вращения, 1/мин 6000
Мощность при максимальной частоте вращения, кВт (л.с) 89,7 (121,8)
Часовой расход топлива максимальный, л/ч 28 (без учета затрат на привод грм и других агрегатов)
Размеры без навесных агрегатов, мм 590х390х460
Размеры с учетом навесных агрегатов, мм 590х580х580
Масса, кг до 60
Топливо авиационный керосин (дизельное топливо, бензин)
Авиапорт.Конференции
Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.