Московский комсомолец
2 августа 2004, 14:20
Небесный человек
С 13 по 15 августа в Жуковском на Первом международном фестивале пилотажных групп можно будет увидеть выступление различных пилотажников, в том числе и "Русских витязей". За штурвалом правого крайнего самолета будет Андрей Алексеев
- Как у тебя вообще возникла мысль стать военным летчиком?
- Небесное будущее мне было обеспечено с самого детства - у меня отец летчик. Свой первый полет я совершил в девятом классе, мне тогда 15 было... Всегда знал, что стану именно военным летчиком, хотя не сказал бы, что гражданская авиация скучное занятие. Это прекрасная возможность увидеть разные страны, у пилотов и ответственности побольше, ведь ты в ответе не только за себя, а еще и за пассажиров.
- Ты веришь в приметы? Летчики, например, боятся фотографироваться с самолетом перед полетом, говорят, к земле притягивает...
- На самом деле летчики - народ суеверный. Но так сложилось, что мы часто бываем на различных показах, и нас все равно фотографируют. Так что от этой приметы "Витязи" по крайней мере избавились. Есть другая. Лично я, например, перед полетом всегда бреюсь с вечера. Так вот повелось, и мне уже просто неудобно делать это утром. Больше каких-то заморочек у меня нет.
- Вы летаете группой. Насколько важно при этом ощущать сплоченность коллектива?
- Очень важно. Мы больше, чем просто пилотажная группа. Дружим семьями, отдыхаем вместе, даже отпуск порой проводим все в одном каком-то месте.
Я на 100% уверен в каждом из своих коллег. Наши отношения нечто большее, чем просто дружба. Чтобы попасть к нам в группу, мало быть просто профессионалом, нужно еще и быть "нашим" человеком и обладать отличными душевными качествами.
- У тебя есть любимый самолет?
- Су-27, на котором я летаю. Эта машина по проведенным тестам лучше американского F-15 - даже несмотря на то, что у нас самолеты 15-летней давности, а американцы летают на новейших авиамашинах. Возможно, нам удается превосходить их только из-за русского характера и дикого фанатизма наших пилотов. Мы ведь такие: даже если денег платить не будут, все равно летать будем. Были раньше такие тяжелые времена - днем летаешь, ночью "бомбишь" по Москве, чтобы семью хоть как-то прокормить. Зарплату по полгода не получали.
Вот совсем недавно нам предложили потрясающую навигационную систему для самолета. При ее наличии все проблемы с метеоусловиями решены - можно летать и садиться в любую погоду в любом месте. И стоит она всего 1 миллион рублей - поверьте, для самолета, который стоит огромных денег, купить такую деталь - все равно что в автомобиль ароматизатор-елочку. Я говорил с конструкторами этого прибора, спрашивал, бывают ли у него "отказы", они заверили, что ни одного прокола не было. Я даже сначала не поверил, ведь даже когда мы летаем, все равно бывают какие-то неполадки, а тут все на высшем уровне. Теперь ждем, когда эту систему установят на наши машины.
- Как относишься к ретроавиации?
- Очень рад, что ее начали возрождать. Это ведь наша история. С ретромашинами такая проблема сейчас - лишь один музей в Монине, и тот в таком ужасном состоянии... Да любой летчик скажет вам, что возрождение ретромашин - это большой плюс.
- Чего именно ты ожидаешь от Международного фестиваля пилотажных групп?
- Хотелось бы пообщаться с коллегами, но, боюсь, у нас это вряд ли получится. Мы будем вылетать из Кубинки, а не из Жуковского, а расстояние между этими аэродромами порядка 150 километров, вернуться в Жуковский после полета, боюсь, не удастся.
- Андрей, ну а как твоя вторая половина относится к твоей профессии?
- Жена немного переживает, конечно. Но в целом гордится мной. А вот своего сына я бы не отдал в военную авиацию. Пока не вижу перспектив: приток молодежи к нам очень маленький, а все из-за того, что мало полетов, нет керосина, в общем, с финансами большая проблема. А у нас есть поговорка: "Чтобы летать, нужно летать". Как это делать, если нет ресурсов? Хотя вот наш командир, летчик-снайпер Игорь Ткаченко, своего сына отдал в авиацию. Может, в будущем ситуация улучшится, и я пересмотрю свою позицию по отношению к своему годовалому сынишке... Большие надежды я возлагаю на фестиваль, и, поверьте, там мы покажем! Впервые именно на фестивале мы полетим в новом строю "девятка" вместе с группой "Стрижи".
Наши пять Су-27 будут по краям ромба, а в центре - четыре МиГ-29. Таким смешанным строем элементы высшего пилотажа еще не исполняла ни одна пилотажная группа в мире, и удержать разные машины в едином строю раньше считалось невозможным. Поэтому очень большая ответственность ложится на ведущего строя Игоря Ткаченко.
Состав "Русских витязей":
1. Игорь Ткаченко. Заслуженный военный летчик РФ, ведущий группы.
2. Игорь Шпак. Подполковник, заместитель командира группы, левый внутренний и хвостовой ведомый.
3. Олег Ряполов. Подполковник, начальник службы безопасности полетов 237-го ЦПАТ.
4. Олег Ерофеев. Майор, командир звена, левый внешний ведомый.
5. Андрей Алексеев. Майор, командир звена, правый внешний ведомый....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114