Вести.Ru
29 июня 2015, 16:00
Эргономика корабля будущего
В августе на авиационно-космическом салоне МАКС-2015 разработчики РКК "Энергия" покажут специалистам и всем, кто интересуется космосом, прототип перспективного пилотируемого корабля
Так со смелым взглядом в будущее работают инженеры и проектанты перспективного пилотируемого корабля РКК "Энергия". Пока это только макет, экспериментальная установка, но уже сейчас специалисты думают, каким будет корабль и какой будет работа его экипажа. Ведь по космическим меркам всего ничего - через несколько лет начнутся испытательные полеты.
Испытательный отдел Ракетно-космической корпорации "Энергия" проводит экспериментальную отработку интерфейса будущего корабля. Специально создан стенд эргономической отработки для тестирования систем управления кораблем.
- Пилот номер один, проверка связи. Приступаем к испытаниям.
Для нового корабля специалисты разработали и новый модульный пульт управления. На трех независимых экранах выдается вся информация о циклограмме полета и состоянии корабля.
"Мы использовали сенсорные технологии, то есть здесь, если посмотреть, на пульте нет ни одной физической клавиши, они все только виртуальные. Человеко-машинный интерфейс новый, со всеми подходами, которые были до этого. Здесь преобладает образное представление, графика, мнемосхемы", - разъясняет отличия новой схемы от прежних начальник летно-испытательного отдела РКК "Энергия" Марк Серов.
Не будет у космонавтов и журнала бортовой документации - вся информация перед глазами на экране.
"Мы хотим сделать корабль, который был бы достаточно умным, чтобы экипаж готовился более короткое время для работы на нем", - поясняет начальник летно-испытательного отдела РКК "Энергия" Марк Серов.
Все для удобства экипажа. Значительно больше места, откидной пульт управления, чтобы в полете не занимать места.
"Могу дотянуться до фиксирующего устройства, расфиксировать пульт из верхнего положения для управления из кресла. Досягаемость всех клавиш, я могу дотянуться до самой крайней клавиши", - демонстрирует преимущества нового пульта управления инженер-испытатель летно-испытательного отдела РКК "Энергия" Евгений Прокопьев.
Евгений Прокопьев в команде разработчиков не первый год. Для него отряд космонавтов и полет на орбиту - давняя мечта. Решил подавать документы в звездный отряд, чтобы к полету нового корабля быть готовым испытателем.
"Не просто хочется - мечтается. В любом случае в испытаниях мы будем принимать участие. Пока это процесс создания изделия, потом, когда он будет испытываться, мы будет принимать участие в этой работе", - реализует свою мечту о космическом полете в жизнь инженер-испытатель Евгений Прокопьев.
Особые требования к управлению новым кораблем. Разработчики придумали новую многоканальную интегрированную ручку управления.
"Ручку мы разместим между ними, она будет установлена на специальном механизме. Будет подстраиваться под каждого пилота", - отмечает Марк Серов.
Существенное отличие от той, что установлена на "Союзах", - возможность управлять и ориентацией корабля и его перемещением. Управление может взять на себя как первый, так и второй пилот.
"Эта ручка позволяет управлять как правой, так и левой рукой", - подчеркивает Серов.
- А это для чего сделано?
"Компоновка нового корабля подразумевает управление кораблем с одного рабочего места, но при этом существует и второе рабочее место, которое было бы резервным или для специальных задач. Если командир управляет правой рукой, она для правшей и левшей. В основном космонавты - они обоюдорукие!" - смеется найденному русскому аналогу слова "амбидекстер" начальник летно-испытательного отдела "Энергии" Марк Серов.
Систему управления сближением и стыковкой проверяет космонавт-испытатель Олег Артемьев. Год назад в экипаже корабля "Союз ТМА-12М" он проводил реальную стыковку с Международной космической станцией. Сегодня его задача - оценить все плюсы и минусы новой системы.
"Без ручки у нас много чего не получится, а стыковка в космосе - это самое главное. Не будет стыковки, не будет и сборки, не будет полета пилотируемого", - рассказывает космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса Олег Артемьев.
Внешне это напоминает джойстик или ручку управления самолетом, но с интеллектом. Здесь интегрированы все каналы управления космическим кораблем.
- Крен, ориентация, рысканье. Угловые скорости, все то же самое.
Новый корабль - головная часть пилотируемой транспортной системы, пока не имеющей названия. Это связка новой тяжелой ракеты "Ангара-5А" и перспективного пилотируемого корабля, которая будет стартовать с космодрома Восточный.
Высота корабля - шесть метров, диаметр - четыре с половиной. Объем герметичного отсека 18 кубических метров. Масса при околоземных орбитальных полетах - 12 тонн. При полетах на околоземную орбиту в корабле разместятся 6 космонавтов, а вот в дальний космос отправятся лишь четверо.
Спускаемый аппарат будет приземляться на специальные трансформируемые штанги-опоры, что позволит сделать посадку более мягкой и комфортной, а главное, многоразовой. При такой посадке аппарат может быть использован до 10 раз в полетах на низкие орбиты, и до трех раз при дальних космических путешествиях.
- Трави, трави. Быстрее не надо. Должно быть просто, как автомат Калашникова.
После посадки покидать спускаемый аппарат экипаж будет через верхний люк. Сейчас в РКК "Энергия" на макете испытывают, как это будет работать в реальных условиях. Космонавты сами без посторонней помощи выбираются из аппарата и безопасно спускаются на поверхность.
"Мы применяем не только новые технологии в материалах и конструкциях, но и в подходах к созданию космической техники. Мы стараемся предвидеть что-то, апробировать, поменять отношение и двигаться дальше", - отмечает Марк Серов.
В августе на авиационно-космическом салоне МАКС-2015 разработчики покажут специалистам и всем, кто интересуется космосом, прототип корабля. Настоящие испытания на прочность начнутся через три года. А на 2021 год планируется беспилотный запуск. Возможно, что инженер-испытатель Евгений Прокопьев, добившись статуса космонавта, и окажется тем, кому в 2024 году доверят вывести с космодрома Восточный в первый пилотируемый полет и новый российский корабль....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вести.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
В аэропорту Толмачево возобновят вылеты самолетов из сектора А - он был закрыт на ремонт
Апрель 19, 2024
"Калашников" показал новый дрон "Колизей-РУ" для наблюдения и доставки грузов