О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Капитана" не взяли на борт

Поставщик бортового питания в новосибирском аэропорту Толмачево компания "Капитан" не смогла в суде доказать, что авиапредприятие препятствует его работе

Поставщик бортового питания в новосибирском аэропорту Толмачево компания "Капитан" не смогла в суде доказать, что авиапредприятие препятствует его работе. Толмачево в одностороннем порядке без объяснений расторг с "Капитаном" договоры на оказание техуслуг и аренды программного обеспечения, которое позволяло компании оперативно узнавать информацию о рейсах. Сейчас цех бортпитания "Капитана" не работает, часть сотрудников уволилась, а авиакомпании-клиенты перешли на обслуживание в цех "Толмачево кейтеринг".

Новосибирское ООО "Капитан", с 1995 года поставлявшее бортовое питание на воздушные суда в аэропорту "Толмачево", не может возобновить работу своего цеха, замороженного в мае 2017 года. Новосибирский арбитраж отказал компании в требовании обязать аэропорт не расторгать с ней договора техобслуживания спецоборудования и аренды программного обеспечения. "Сейчас предприятие по производству бортпитания полностью остановлено. Часть сотрудников уволилась. У нас штат был 300 человек, осталось меньше 100. Авиакомпании, с которыми у нас заключены договора, перешли на обслуживание в цех бортпитания аэропорта Толмачево",- рассказал "Ъ" совладелец "Капитана" Петр Солохин. Размер убытков он не назвал, сославшись на то, что подсчеты еще не закончены.

Основной вид деятельности "Капитана" - обеспечение бортпитанием воздушных судов аэропорта "Толмачево". Максимальная мощность цеха - 8 тыс. рационов в сутки. Выручка в 2015 году, по данным "СПАРК-Интерфакс",- 329 млн руб., чистый убыток - 7,7 млн руб. ООО "Толмачево кейтеринг", совместный проект АО "Аэропорт Толмачево" и Lufthansa, начало работу в 2012 году. Выручка в 2016 году - 291,2 млн руб., чистая прибыль - 52,2 млн руб.

Как пояснила в ходе судебного заседания представитель "Капитана" Анна Якубовская, в договоре компании с аэропортом речь идет о предоставлении информации в рамках сети Aeronautical Fixed Telecommunications Network: "Это данные, получаемые нами за 24 часа до вылета: о количестве пассажиров транзитных рейсов, фактическом времени прилета воздушного судна, какое именно бортпитание и в каком количестве необходимо и т.д. Такая информация не является общедоступной, доступ к этой программе имеет только аэропорт". Второй договор, по ее словам, предполагал осуществление аэропортом досмотра бортового питания и техобслуживание досмотровой техники. "Обслуживание этой техники осуществляет аэропорт, поскольку именно он отвечает за авиабезопасность как субъект транспортной инфраструктуры. Иные организации оказать нам эти услуги не могут в силу правил авиабезопасности. Эта техника находится в месте изготовления бортпитания, согласно программе авиабезопасности и требованиям Минтранса РФ",- говорит она.

В марте аэропорт уведомил "Капитана" о расторжении этих договоров в одностороннем порядке и без объяснения причин. Анна Якубовская отметила, что авиаперевозчики, с которыми у "Капитана" заключены договора, взыскивают с компании убытки, которые они несут из-за того, что она не может исполнить свои обязательства. "Авиакомпании были вынуждены уйти на обслуживание в цех бортпитания аэропорта Толмачево, который поднял цены на свои услуги в два с половиной раза. Услуги на бортпитание включены в стоимость авиабилетов и учитывались при формировании ценовой политики авиакомпаний",- уточнила она. По словам Петра Солохина, в среднем стоимость бортпитания составляет 7-8% в цене авиабилета.

Представитель аэропорта в суде Алексей Самков в ходе заседания сообщил, что Толмачево исковые требования "Капитана" не признает: "Как компания будет выстраивать связь с авиакомпаниями - вопрос должен быть решен между ними. Кто будет обслуживать досмотровую технику, также должен решить "Капитан" с третьими лицами, которых он для этого привлечет". Господин Самков отметил, что, расторгнув договоры, аэропорт не нарушил их условий и законодательных предписаний. "Эта деятельность не является монополистической, договоры не публичные и ни один нормативный акт не предписывает аэропорту вступать в эти договорные отношения",- сказал он.

"Уход с рынка второго поставщика бортпитания дает "Толмачево кейтеринг" рост заказов, прибыли, отсутствие конкуренции. В целом для крупного авиаузла наличие разных операторов бортпитания - нормальная практика. Наличие единственного оператора, контролируемого аэропортом, дает почву для привлечения внимания антимонопольного органа",- полагает аналитик "Алор брокер" Кирилл Яковенко. Он напомнил, что похожая ситуация складывалась в тюменском аэропорту Рощино (принадлежит "Новапорту"). Как сообщал "Ъ" , ООО "Сила вкуса" пожаловалось в УФАС на АО "Аэропорт Рощино", которое отказывалось проводить осмотр бортового питания и предоставлять спецмашину для его доставки. Ведомство обнаружило признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях аэропорта.

"Капитан" намерен обжаловать решение суда в апелляционной инстанции....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Новосибирск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка