Коммерсантъ
15 января 2009, 11:40
VIP-охотников заподозрили в браконьерстве
У следствия осталась, по сути, одна версия крушения вертолета Ми-171 "Газпромавиа" в горах Алтая - ошибочные действия пилота, снизившегося по требованию находившихся на борту VIP-охотников на недопустимо малую высоту
В Москве, Подмосковье и на Алтае вчера прошли похороны четырех из семи жертв катастрофы Ми-171. В деревне Комлево Рузского района Московской области был погребен полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин (в прощании с ним участвовал президент Дмитрий Медведев), а на Троекуровском кладбище в Москве - референт аппарата Госдумы РФ Сергей Ливишин. На городском кладбище Горно-Алтайска прошла церемония прощания с председателем республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктором Кайминым и командиром Горно-Алтайского летного отряда Владимиром Подопригорой. Их хоронили в закрытых гробах. Особенно много людей пришли проститься с вертолетчиком Подопригорой, которого многие знакомые называли просто Горой.
Пожалуй, самыми горькими были прощальные слова членов различных экипажей, с которыми когда-то работал Владимир Подопригора. Бывшие сослуживцы погибшего летчика рассказывают, что тот до последнего отказывался лететь с группой VIP-пассажиров и в полетный список его включили едва ли не в приказном порядке. По словам коллег, господин Подопригора официально был взят в команду в качестве гида: проработав более четверти века на местных авиалиниях, он мог летать вслепую. "В республике нет такого уголка, где бы он ни побывал. Он поднимал в небо опоры для строящихся в горах ЛЭП. Более 1 тыс. авиарейсов и 30 тыс. летных безаварийных часов говорят сами за себя",- говорят пилоты. "Он доставлял врачей для спасения больных в самые отдаленные и труднодоступные села, во многом благодаря его высокому профессионализму и мужеству спасены тысячи гектаров кедровников, горно-таежных лесов Алтая",- говорится в некрологе, подписанном руководителями правительства и госсобрания - эл курултая Республики Алтай. По сведениям коллег, Владимир Подопригора во время полета находился в кресле второго пилота Максима Колбина, который ушел в грузовой отсек. Сегодня в алтайском селе Турочак будет похоронен руководителя ансамбля "Ярманка" Василий Вялков. Тела командира Ми-171 Алексея Баяндина и бортмеханика Александра Вертея все еще находятся в Горно-Алтайске. Они будут преданы земле в Новосибирске, где проживают их семьи.
Следствие между тем уже отработало все версии случившегося и пришло к выводу, что вертолет не мог упасть из-за неблагоприятных погодных условий, неисправности техники и некачественного топлива. Как уже сообщал "Ъ", "погодная" версия была отвергнута практически сразу же. С керосином окончательно разобрались вчера, когда стали известны результаты повторной экспертизы топлива. Вчера же представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК) сообщили о предварительных результатах расшифровки бортовых самописцев разбившегося Ми-171. "Предварительный анализ параметрической информации показал, что до столкновения вертолета с земной поверхностью двигатели вертолета были работоспособны. Работы по расшифровке и анализу полетной информации продолжаются",- говорится в официальном сообщении МАК. Таким образом, по версии следствия, к катастрофе, скорее всего, привели ошибочные действия пилота, снизившегося по требованию находившихся на борту VIP-охотников на недопустимо малую высоту, после чего вертолет зацепил хвостовым винтом склон и рухнул на землю.
В ходе расследования выяснилось, что исправным оказался и не сработавший радиомаяк АРМ 406П, установленный на Ми-171, который при ударе должен был послать через спутник на пульт Центроспаса сигнал бедствия. В НИИ Космического приборостроения "Ъ" сообщили, что "если удар вертолета о землю произошел с малой высоты и по касательной, то автоматически радиомаяк мог и не сработать, в этом случае члены экипажа должны были активировать его вручную". Почему этого не сделал выживший второй пилот Максим Колбин, неизвестно. Когда спустя двое суток спасатели обнаружили место катастрофы и включили аварийный маяк, прибор заработал. Правда, в компании "Газпромавиа", которой принадлежал разбившийся вертолет, считают, что при тех повреждениях, которые получил Ми-171, радиомаяк должен был сработать без всякого вмешательства человека. Впрочем, это в любом случае не повлияло бы на количество спасенных людей. Почти две трети находившихся на воздушном судне людей, как установили судмедэксперты, погибли мгновенно от травм, полученных в результате удара вертолета о землю.
Между тем расследование летного происшествия может привести к еще одному уголовному делу. Фотографии с места происшествия, размещенные в интернете, вызвали настоящий скандал: на них среди обломков рухнувшей машины находятся застреленные архары. Охота на этих животных запрещена, они занесены в международную и российскую Красные книги. На территории нашей страны архаров насчитывается не более 300 особей. По информации сотрудника WWF Владимира Кревера, у находившихся на борту разбившегося вертолета VIP-охотников была лицензия на отстрел горных козлов (сибирский козерог). "Никаких документов на то, что им разрешена охота на архаров, у них не было и быть не могло. В Росприроднадзоре, единственном органе, который выдает разрешение на так называемое изъятие краснокнижных видов животных исключительно в научных целях, нам сообщили, что в этом году подобных лицензий ими не выдавалось",- заявил "Ъ" господин Кревер.
Вчера представители WWF совместно с российским отделением Greenpeace обратились с письмом к генпрокурору Юрию Чайке с требованием расследования факта вертолетной охоты. Если эта информация подтвердится, то в отношении браконьеров может быть возбуждено уголовное дело по ст. 258 УК РФ ("Незаконная охота"). Наказание по этой статье предусматривает либо штраф в размере до 300 тыс. руб., либо лишение свободы на срок до двух лет. Впрочем, на вопрос, будет ли из дела об авиакатастрофе выделено в отдельное производство уголовное дело о браконьерстве, референт Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Татьяна Дубенюк ответить отказалась....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
