О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Далеко не мелочные расчеты

На прошлой неделе в Нижнем Новгороде проводился авиационный форум. Первая сессия прошла в Москве, организаторы - Ассоциация производителей авиационных компонентов России и Ассоциация аэрокосмической индустрии Франции (GIFAS).

Если французская Ассоциация существует уже почти сто лет, то российской всего-то несколько месяцев. Но она объединила весьма солидные организации, давно работающие на авиарынке, - Росавиакосмос, РСК "МиГ", НАЗ "Сокол", группа "Каскол" и др.

К сожалению, их продукция мало востребована. Купить самолет для любой авиакомпании - дело дорогостоящее, и она долго примеривается, прежде чем решиться на такое. Ну а конкуренты российских авиационных заводов тут как тут.

Однако есть рынок, за который наши авиапроизводители вполне могли бы побороться, - рынок авиационных компонентов.

- Евросоюз в год заказывает авиакомпонентов на 11 млрд долларов, - подчеркнул полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. - При этом в России заказывается ...ноль. А мировой рынок авиакомпонентов - 100 млрд долларов. Побороться за него нам очень долго мешало такое, знаете, ложное понимание национальной гордости. Уж если мы делаем полные самолеты, то мелочиться на компоненты не будем. Ничего себе, "мелочь" - 100 млрд долларов. Нужно делать свои самолеты. Нужно. Но если завод будет продолжать делать 4 самолета в год, он перестанет существовать. Ну и что, если Аэрбас не будет называться российским самолетом, хотя 20 процентов его деталей будет произведено на наших заводах? Заводы получат заказы, люди - зарплату, регионы - налоги, а значит, зарплату получат и учителя с врачами.

20 процентов, названные Сергеем Кириенко, - цифра условная и, возможно, идеальная. Когда Сергею Недорослеву, руководителю группы "Каскол", задали вопрос, на какой процент своих деталей в каком-нибудь "Боинге" может рассчитывать Россия, он ответил, что это зависит от нее самой.

Ну да, и в нашей Нижегородской области есть предприятия, для которых производить авиакомпоненты - дело привычное. Изделия заводов "Гидромаш" и "Теплообменник" хорошо известны за рубежом. Но как быть с "Соколом", сборочным производством, компоненты завод ведь не делает?

- Не делал, - отпарировал Сергей Кириенко. - Раньше не делал. Очень надеюсь, что завод увидит, что в рамках этой программы он может зарабатывать хорошие деньги.

Надежда на заказы была уже и в этот авиационный форум. Представители 30 французских фирм, приехавшие в Нижний Новгород, и GIFAS, в рядах которой около 200 фирм, по мнению специалистов, пытаются застолбить участки производства авиакомпонентов на российском рынке. Иначе мы придем на такой же европейский рынок сами, без французов.

В Приволжском федеральном округе сосредоточены две трети авиационной промышленности. В Нижегородской области 13 предприятий связаны с авиапроизводством. Некоторые из них французские гости посетили. Ну а соглашения о сотрудничестве... Они возможны и между предприятиями-производителями, они существуют и на межгосударственном уровне. Как отметил посол Франции в России Клод Бланшмезон, президенты обеих стран уже обсуждали возможности сотрудничества в авиации и производстве авиатехники и будут вновь касаться этих вопросов при следующей своей встрече в середине ноября.

Россия сейчас стоит перед большим выбором. Для нее важно не упустить свой шанс, подчеркнул Сергей Недорослев, получить побольше пространства на рынке авиакомпонентов. Ну что ж, если принять во внимание мнение Ивана Силаева, несомненно, знатока авиапроизводства, у авиапромышленности сегодня хорошее время - она поднимается на ноги. А учитывая реалии рынка, наверное, нужно найти в нем такое место, где можно крепко на ногах стоять. И стремиться к более высокому полету?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Экономический курс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка