О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Борьба за рынок MRO-систем в авиационной отрасли России

За последние годы российский рынок подвергся нашествию зарубежных ERP-систем. Аэрокосмическая отрасль традиционно использует специализированные продукты, которые интегрируются в полномасштабные системы

За последние годы российский рынок подвергся нашествию зарубежных ERP-систем. Практически во всех отраслях как грибы после дождя стали возникать рабочие места, которые, как утверждают системные интеграторы, делают из простого сотрудника оператора волшебной системы, снижающей издержки, повышающей производительность труда и качество продукта или услуги. Не отстают и отечественные разработчики, успешно конкурирующие с мировыми лидерами.

Аэрокосмическая отрасль, в силу своей специфики, традиционно использует специализированные продукты, которые, однако, при необходимости интегрируются в полномасштабные системы, такие как SAP R3 или Oracle e-Business suite, и им подобные. Специфика - в сложности (и чрезвычайной важности) такой сферы деятельности, как, например, техническое обслуживание, ремонт и модернизация.


От гроссбуха до PDA


Авиационная деятельность во всем мире формализована. В России степень регулирования достигла, пожалуй, максимального предела, когда на каждый шаг требуется несколько инструкций, отчетов и согласований. При всей своей громоздкости, такой подход имеет свои преимущества - при соблюдении всех требований есть возможность поддерживать летную годность самолетов и вертолетов на высоком уровне. А это напрямую влияет на безопасность полетов. По мере нарастания конкуренции на рынке, компании стремятся сократить свои издержки и повысить эффективность использования парка. В области поддержания летной годности информационные технологии открывают поистине безграничные возможности. На любой авиационно-технической базе, где по сей день наряды выписываются на коленке, а вся отчетность хранится в огромных гроссбухах, внедрение современной MRO-системы, интегрированной в систему управления предприятием, потенциально может дать прирост основных показателей не на единицы, а на десятки процентов, а то и в разы. Если, конечно, внедрение будет успешным. В противном случае легче жить не станет, а вот рутинной работы прибавится.

Что же мы имеем в гражданской авиации России сегодня? Количество отечественных авиакомпаний, успешно использующих западные системы в сфере MRO, пока равно нулю. На рынке лидер №1 - бумажный документооборот со всеми своими недостатками. Конкуренцию составляют отечественные системы Эрлан, Руслан и подобные. В случае приобретения западной техники авиакомпании сталкиваются с системами, используемыми провайдерами ТОиР, обслуживающими эти самолеты. Наконец, в 2004 году началось внедрение Oracle e-Business suite в авиакомпании "Сибирь", до будущей осени интегратор планирует завершить работы.

По сути, учитывая рост объемов перевозок и неизбежность перехода на современную авиационную технику, налицо все предпосылки для небольшой революции в области ERP-систем и MRO-приложений. Небольшой потому, что стоимость западных систем достаточно высока, и это является барьером: большинство отечественных перевозчиков имеют малочисленный парк самолетов, окупаемость же полнофункциональных систем возможна лишь при существенных объемах выполняемых предприятием работ.

Претенденты и фавориты

Сразу же оговоримся. Функциональные возможности каждой системы, где бы она ни была создана, не являются предметом нашего рассмотрения. Всякая система, если она имеет материальный ресурс для своего развития, год от года совершенствуется. Кто-то ориентируется на потребности рынка, кто-то - на передовых конкурентов. В результате сложилась некая сбалансированная структура, когда функциональность и стоимость пришли в равновесие. Сегодня на рынке не может сколь либо длительное время существовать решение, которое будет на порядок отличаться от конкурентов по соотношению цена - функции. И в дальнейшем этот разрыв, вероятно, будет сокращаться.

В области финансов не будет преувеличением сказать, что лидерами являются компании SAP и Oracle, чьими клиентами являются тысячи компаний. В их активе - огромный опыт, передовые возможности и агрессивный маркетинг. В российской авиационной промышленности также используются продукты компании BAAN. На эту же отрасль (и не только на нее) нацелена компания IFS. Эти производители предлагают как полномасштабные решения, так и отдельные функциональные блоки. В области ТОиР свои разработки предлагает компания VISaer. Остальные многочисленные зарубежные игроки либо не проявляют интерес к нашему рынку, либо ведут себя достаточно пассивно.

Все перечисленные игроки действуют по одной схеме: в России партнеры - системные интеграторы, а у некоторых и собственные представительства. Очевидно, что для успешного внедрения требуется не только иметь изначально многофункциональный продукт, но и существенно его доработать с учетом существующей специфики. Стоимость адаптации может варьироваться в широких пределах, в зависимости от числа и сложности проблем, неразрешимых при использовании базовой версии. Как минимум может потребоваться локализация продукта и перевод документации, как максимум - написание программных модулей. Параллельно и сама компания, в которой происходит внедрение, должна адаптироваться к системе, что порой требует болезненного изменения бизнес-процессов. Все это негативно сказывается на сроках и стоимости внедрения.

Можно предположить, что внедрения крупных ERP-систем, включая MRO-модули, будут единичны. Критерием для выбора для отечественных авиаперевозчиков и ремонтных предприятий будет опыт успешного внедрения в России и стоимость. Еще один влияющий фактор - получение западной авиатехники. Дело в том, что обслуживание иностранных самолетов, как правило, отдается иностранным компаниям. По крайней мере, это справедливо в тех случаях, когда парк иностранных самолетов невелик. Таким образом, авиакомпании будут автоматически связаны с той системой, которую использует западный партнер, в случае необходимости сделать свой выбор, перевозчики с наибольшей степенью вероятности выберут уже знакомое решение.

Еще одним проводником на рынок могут стать российские партнеры - разработчики аналогичных систем. Накопив большой опыт работы в России с СНГ, эти компании полностью адаптировали свои продукты под требования авиационных властей и существующую инфраструктуру авиакомпаний и авиационно-технических баз. В то же время для полноценного развития им не хватает материальных ресурсов. В случае интеграции отечественных решений в виде отдельных модулей в крупные ERP-системы можно достичь определенных успехов на локальных рынках.

Наконец, не исключено, что "законодателем мод" на этом рынке станут производители авиационной техники. Уже сейчас современные самолеты, как гражданские, так и военные, оснащаются развитыми средствами самодиагностики, имеющими функции определения наработок узлов и агрегатов, формирования перечня необходимых работ по техническому обслуживанию и т.д. Увязка ПО бортового компьютера летательного аппарата и MRO-системы позволит сократить участие человека во многих рутинных операциях, а значит исключить "человеческий фактор", ускорить процессы снизить издержки. Примером такого сотрудничества может стать взаимодействие IFS и оборонного гиганта Lockheed Martin. Предполагается, что в ближайшем будущем истребители F-16 будут поставляться с одним из продуктов IFS, полностью адаптированных к решению задач по поддержанию летной годности этого самолета....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка