О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Другая авиационная мобильность

Московский аэропорт "Шереметьево" открыл новый зал "Сатурн" для обслуживания маломобильных пассажиров

Московский аэропорт "Шереметьево" открыл новый зал "Сатурн" для обслуживания маломобильных пассажиров. В рамках подготовки к проведению в России параолимпийских игр авиационные предприятия стали уделять повышенное внимание обслуживанию пассажиров, нуждающихся в специальных услугах. Несомненно, российские аэропорты со временем становятся более приспособленными для таких групп граждан, но то, что уже создано, пока далеко от совершенства.

Гладко было на бумаге

Теперь в "Шереметьево" действуют два зала для обслуживания маломобильных граждан. Отмечается, что воспользоваться их услугами смогут все клиенты аэропорта, которые могут нуждаться в специальных услугах, например, беременные женщины или пассажиры с маленькими детьми в колясках. Первый зал - "Сириус" - находится в "стерильной" зоне. Зал оборудован рядом специальных приспособлений вроде "звуковой панели" с индукционными петлями для пассажиров с ограничениями по слуху, компьютерами с wi-fi, к которым подключены лампы-сканеры, считывающие текст с листа для последующей трансформации его в звук. В зале имеются специальные туалеты, все двери оснащены особенными ручками. Для помощи пассажирам там дежурят подготовленные сотрудники.

Зал "Сатурн" стал вторым в "Шереметьево", предназначенным для этих целей. При этом отмечается, что, при желании, пассажиры с ограниченными возможностями могут пользоваться и другими услугами аэропорта. Декларируется, что для этого подготовлена вся необходимая инфраструктура: есть отдельные, более удобные стойки регистрации и сдачи багажа, работает специальная диспетчерская служба, всегда готовая прийти на помощь.

Другие крупнейшие аэропорты России - "Домодедово", "Внуково" и "Пулково" - отдельных залов для обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями не имеют, но служба ассистентов есть в каждом из них. "Группы по организации дополнительного обслуживания оказывают помощь при прохождении предполетных формальностей, а также во время ожидания и посадки в самолет. На сегодняшний день в составе группы работают 24 человека", - рассказали агентству "АвиаПорт" в "Пулково". В "Домодедово" отмечают, что аэропорт раньше других создал специализированную службу по обслуживанию пассажиров с ограниченными возможностями передвижения. "Сотрудники подразделения обеспечивают максимально быстрое и комфортное прохождение необходимых формальностей (регистрация, таможенный и пограничный контроль, получение и оформление багажа) и сопровождают пассажиров с момента прибытия в аэропорт до воздушного судна и обратно", - рассказали в аэропорту. "Пассажир всем может пользоваться самостоятельно, если не считает, что ему нужна помощь. Речь о том, что присутствие специальных сотрудников необходимо для посадки на самолет", - объясняют во "Внуково".

Представители этих аэропортов отмечают, что их инфраструктура соответствует СНИПам, имеются специализированные амбулифты, предусмотрены возможности для пассажиров с любыми ограничениями по здоровью. Отмечается, что соответствующим образом в аэропортах оборудованы некоторые или даже все кафе, магазины и рестораны. Во всех четырех аэропортах для маломобильных групп граждан выделены специальные парковочные места в количестве 10% от общего числа - в соответствии с законодательством.

Про овраги, как всегда, забыли

Возвращаясь к новый залу "Шереметьево", по факту он расположен в терминале D, причем в зоне прилета. Чем объясняется выбор места расположения, сотрудники аэропорта объяснить так и не смогли не смогли. Он находится далеко (тем более это актуально для пассажира, которому затруднительно передвигаться) от стоек регистрации, зоны контроля безопасности и пограничной зоны. Каким должен быть маршрут потенциального клиента, чтобы ему удобно было пользоваться залом "Сатурн" - осталось не выясненным. Представители "Шереметьево" предложили несколько вариантов - ожидание перед открытием регистрации (которая, напомним, будет происходить на другом этаже) или отдых после получения посадочного талона и сдачи багажа перед прохождением предполетных формальностей. Но тогда, опять же, пассажиру придется пройти регистрацию, спуститься в зал, потом снова подняться для завершения других процедур.

Очевидно, что при проектировке зала акцент был сделан именно на пассажирах с ограниченными возможностями передвижения. На первый взгляд, людям с другими специальными потребностями предлагаемого набора опций может не хватить. Например, есть электронное онлайн табло прилета и отправления рейсов. Но использованный шрифт настолько мелкий, что даже человеку с незначительной близорукостью попытки его прочтения доставляют дискомфорт. Не очень понятно, сможет ли без помощи ассистента пассажир с ограниченными возможностями самостоятельно найти этот зал - тактильных дорожек, на случай проблем, опять же, со зрением, не предусмотрено, хоть их наличие и декларируется. Не продуман вопрос обслуживания пассажиров с собакой-поводырем. С одной стороны, в России вообще не слишком популярен такой способ ориентироваться в пространстве, с другой, если уж говорить о повышенном внимании к пассажирам с особыми потребностями, то почему бы не предусмотреть полный спектр потребностей?

Надо отдать должное, сотрудники аэропорта спокойно и с пониманием отнеслись к нареканиям, и обещали по мере поступления предложений о возможных усовершенствованиях зала и концепции обслуживания в целом воплощать их в жизнь.

Благо или гетто?

Как у экспертов, так и у других участников рынка сам факт наличия отдельного зала для маломобильных пассажиров вызывает вопросы. С одной стороны, это, несомненно, дополнительный комфорт. С другой - своего рода ограничения. Тем более, если учитывать его расположение на значительном отдалении от основной инфраструктуры терминала: развлечений, ресторанов, магазинов.

Такой подход к обслуживанию отдельных групп граждан сочли недопустимым во "Внуково": "Создавать отдельные зоны для отдельных пассажиров - это не в нашей концепции. У нас такого нет и не предвидится. При желании все могут пользоваться любыми услугами в аэропорту. Пассажирам с ограниченными возможностями наравне со всеми остальными доступны бизнес-и VIP залы. Для них оборудованы удобные туалеты. Если потребуется специальная помощь - работает медпункт", - рассказала агентству "АвиаПорт" начальник отдела аэропорта по организации обслуживания маломобильных пассажиров Анастасия Галицкая. В других случаях создание таких залов назвали попыткой создания "гетто" и изоляции пассажиров.

Правда, надо заметить, что все опрошенные аэропорты обозначили, что концепция обслуживания маломобильных или нуждающихся в специальных услугах пассажиров предполагает, что таковые должны заранее предупреждать о своем появлении соответствующие службы или перевозчика. То есть в обслуживании, конечно, не откажут, но его качество может пострадать. В "Шереметьево" же говорят, что в любое время готовы встретить любого пассажира, вне зависимости от его потребностей.

Принцип разумной достаточности

Необходимость учитывать потребности каждого отдельного пассажира не вызывает сомнений ни у участников рынка, ни у экспертного сообщества. Но при том, большую благосклонность все же вызывает, как и в других случаях, системный подход к решению проблем. Развития необходимой инфраструктуры для обслуживания маломобильных пассажиров недостаточно, замечает глава Airport Investmеnts Сергей Детенышев. Помимо имеющейся техники должны существовать еще технологии взаимодействия: между службами аэропорта, непосредственно с пассажиром. При реализации таких проектов как зал "Сатурн" следует применять более системный подход, продумывая шаг за шагом каждое возможное действие пассажира и то, какая помощь для его совершения может понадобиться. Просто построить зал не достаточно.

Тем более, что представители "Шереметьево" рассказывают, это не дешевое для аэропорта удовольствие - создание зала "Сатурн" обошлось в 10 млн рублей, ранее открытого зала "Сириус" - в 12 млн рублей, рассказал начальник центра по качеству и сертификации "Шереметьево" Сергей Гиацинтов. При том для клиентов посещение залов бесплатно.

"При соблюдении интересов любых групп граждан, в том числе и маломобильных пассажиров, следует соблюдать принцип разумной достаточности", - говорит С.Детенышев. В попытке удовлетворить потребности отдельных пассажиров властные структуры и представители отрасли порой предпринимают избыточные усилия. Например, согласно законодательству 10% парковочных мест должны быть свободны для граждан с особыми потребностями. Естественно, речь не может идти о том, что в реальности 10% пассажиров аэропортов от числа приезжающих на автомобиле, относится к этой группе. То же, в случае с другой инфраструктурой, не только с авиационной, вместо дорогих решений вроде, например, оборудования поездов отдельными вагонами для лиц с ограниченной подвижностью, можно просто использовать относительно недорогие узкие коляски, но в любых составах.

Тем более, например, в некоторых аэропортах, чтобы этой парковкой воспользоваться, пассажиру следует вызвать специально обученного человека, который прежде откроет запирающий ее замок. Такой порядок действий вряд ли может способствовать повышению самостоятельности и интеграции маломобильных групп граждан в общество.

Нельзя отрицать, что появление специальной инфраструктуры для тех, кто в ней действительно нуждается - начинание благое. Вместе с тем, для того, чтобы все хорошие начинания стали действительно жизнеспособными, предстоит еще достаточно долгий путь, подразумевающий изменения не только материальные, но и на уровне восприятия потребностей и возможностей всех групп граждан....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка