О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Владимир Сегедин: "Авиаперевозчиков все больше привлекает Китай"

Крупнейшие сибирские авиакомпании, такие как "КрасЭйр" и "Сибирь", связывают перспективы своего выживания с прорывом на международный рынок авиаперевозок. Так, "КрасЭйр" говорит о проекте траснполярных перелетов в страны Азиатского-Тихоокеанского региона (АТР) в США, а "Сибирь" надеется перевозить пассажиров из АТР в Западную Европу. Как показывает практика, на этих маршрутах им придется столкнуться с жесточайшей конкуренцией. Месяц назад авиакомпания "Сибирь" открыла в Урумчи региональное представительство по странам Центральной Азии. Его руководитель Владимир Сегедин свое первое интервью дал корреспонденту "КС" Оксане Сницарь.

- Какие российские авиакомпании сегодня работают на китайском авиарынке?

- В последнее время этот рынок становится все более привлекательным для российских перевозчиков. Сегодня из отечественных компаний в Китае наибольший объем авиаперевозок осуществляется "Аэрофлотом" и "Сибирью". Так, "Аэрофлот" выполняет 6 рейсов в неделю из Пекина в Москву на самолетах Boeing-777. "Сибирь" сегодня выполняет в неделю 17 регулярных рейсов в Китае. Большой объем перевозок позволил обеим компаниям укрепиться на этом рынке и открыть представительства на территории Китая. Например, "Аэрофлот" имеет представительства в Пекине и Шанхае и два офиса по продаже авиабилетов - в Харбине и в Шеньяне. Что касается авиакомпании "Сибирь", то у нее есть 4 представительства: в Шеньяне, в Пекине, в Тяньцзине и в Урумчи (это мощнейший транспортный узел, который открывает путь из Китая в Россию, Европу, Казахстан). Также планируется создать представительство в Даляне. В последнее время начали совершать рейсы из Китая "Пулковские авиалинии". Правда, не очень успешно - из-за жесткой конкуренции им пришлось отменить часть запланированных рейсов. Активно работает в приморском регионе "Владивосток Авиа".

- Что можно сказать о конкуренции в Китае между российскими авиакомпаниями и зарубежными?

- Борьба за пассажира ведется нешуточная. Особенно это касается таких направлений, как Пекин и Шеньянь. Значительную роль в усилении конкуренции между авиакомпаниями играет тот факт, что недавно в Пекине оборудовали аэропорт в соответствии с последними международным требованиям. Что касается Урумчи, то здесь серьезную конкуренцию российским авиакомпаниям составляют китайские перевозчики. Они очень мощные конкуренты. Так, в Урумчи есть своя авиакомпания, которая совершает рейсы в Новосибирск (кстати, это единственный регулярный рейс в Толмачево из дальнего зарубежья). Когда "Сибирь" в 1996 году пришла на этот рынок, то в первый год пассажиропоток на рейсах китайского перевозчика на 98% состоял из российских граждан, летающих из Новосибирска, и 2-3% китайцев. В итоге за один месяц "Сибирь" перевезла 62 пассажира, а китайская авиакомпания - 1800. И это при том, что мы предоставили безвизовый проезд в Китай и значительно снизили цены на билеты. Здесь нужно учитывать некоторые особенности - не только китайцы всегда предпочитают своих авиаперевозчиков, но и русские в Китае предпочитают иностранных перевозчиков нашим. Постепенно "Сибири" удалось увеличить пассажиропоток до 30 тыс. пассажиров в год. В последние два года из-за конкуренции со стороны китайских перевозчиков объем перевозок сократился.

- Какие еще проблемы существуют у российских авиакомпаний, работающих за рубежом?

- В Китае иностранной авиакомпании достаточно сложно получить разрешение на обслуживание каких-либо направлений. Рассматривается множество документов, оформляются специальные лицензии, учитывается техническая и коммерческая базы компании. Например, когда в 1997 году "Сибирь" вышла на этот рынок, не имея опыта работы и не зная специфики, то первый год она осуществляла свои рейсы из Китая под маркой "Аэрофлота". Под своим флагом "Сибирь" начала осуществлять рейсы только с 1998 года.

- Что можно сказать о парке самолетов, которые летают в Китай?

- Российские авиакомпании на этом направлении используют в основном Ил-86 и Ту-154. "Аэрофлот" летает на Boeing-777, а авиакомпания "Сибирь" планирует в скором времени осуществлять перевозки на Ту-204, который пока используется для полетов в Европу.

Что касается китайских перевозчиков, то еще в начале 90-х годов крупнейшая в Китае "Синьцзянская авиакомпания" приобрела 5 самолетов Ту-154 самарского производства и 3 Ил-86 воронежского производства. Кстати, китайцы сегодня единственные зарубежные эксплуатанты Ил-86. Так как опыта по обслуживанию этой техники не было, когда из Урумчи начали совершаться рейсы в Новосибирск, эти самолеты обслуживались в Толмачево. Однако сейчас ситуация изменилась. В соответствии с европейскими требованиями, сегодня все китайские авиакомпании перешли на американские Boeing. И уже в прошлом году все российские самолеты в Урумчи были сняты с линий. Известно, что несколько российских авиакомпаний ведут с китайцами переговоры о приобретении отечественной техники, но пока их дальнейшее развитие неизвестно.

- Как вы оцениваете ситуацию с российским парком самолетов?

- Воздушное судно не бывает старым или новым. Оно бывает или технически исправное, или - нет. Сегодня парк российских самолетов практически отработан. К сожалению, практика лизинга, распространенная в Европе, вряд ли сработает в России. Хотя бы из-за разницы в тарифах. Один летный час Bоeing в Европе стоит порядка $300. Тогда как в России один летный час из Новосибирска в Москву на российском самолете стоит $60. Вряд ли российский пассажир сможет оплатить тариф, увеличенный в несколько раз. Кроме этого, существует проблема высоких пошлин на ввоз в Россию зарубежной техники. Так что к обновлению самолетного парка мы придем еще не скоро.

- Что можно сказать о последних тенденциях на китайском авиарынке?

- В самое ближайшее время ожидается значительное увеличение потока китайских туристов в Россию. Связано это с подписанием нового межправительственного соглашения о безвизовом туризме. Напомню, что раньше оно действовало только с российской стороны. Теперь и китайские туристы смогут посещать Россию без виз. Кроме этого подписано соглашение о выдаче паспортов гражданам Китая, посещающих Россию. Мне известно, что сейчас определено 528 туристических фирм Китая, которые смогут осуществлять безвизовые поездки китайских туристов в Россию. Так что уже через месяц следует ожидать увеличения турпотока из Китая.

- Какие перспективы у новосибирских турфирм, организующих поездки в Китай?

- Сегодня из России в Китай едут в основном туристы и мелкие предприниматели. К сожалению, после 1 июня 2003 года основные новосибирские туроператоры по Китаю ("Полярная звезда", "Скатт", турагентство авиакомпании "Сибирь") будут лишены лицензии на право безвизовых туров в Китай. Межправительственным соглашением предусмотрена передача этой лицензии турфирме "Глобус-тур", которая мало знакома со спецификой этого рынка. Но и она сможет организовывать безвизовые поездки в Китай только до 1 ноября. Как будет решаться этот вопрос дальше, пока неизвестно. Конечно, эти изменения могут серьезно повлиять на турпоток из Новосибирска в Китай. Эта проблема особенно актуальна, если учесть, что с февраля по май происходит сезонное снижение турпотока....
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка