Газета
14 декабря 2004, 08:39
Крылатая монополия
В ближайшее время премьер-министр М. Фрадков может принять решение о создании объединенной авиастроительной корпорации, в которую войдут основные авиастроительные фирмы России
По данным ГАЗЕТЫ, стратегия создания ОАК в минувшую среду поступила в Белый дом из Минпромэнерго. Ведомство Виктора Христенко предлагает поэтапно объединить в едином государственном холдинге шесть основных авиастроительных фирм: "МиГ", "Сухой", "Туполев", "Ильюшин", "Камов" и Московский вертолетный завод имени Миля. В ближайшие недели должно состояться решающее совещание у премьер-министра Фрадкова, который все больше склоняется к тому, что единый авиастроительный гигант России нужен. К этому премьера среди прочего подтолкнули и завершившиеся в пятницу в Париже переговоры с его французским коллегой Жан-Пьером Раффареном, на которых совместные проекты в области авиации стали одной из главных тем.
Внешне их итог выглядит успешным. Стороны договорились развивать проект RRJ - создание нового российского среднемагистрального самолета вместимостью до 95 пассажиров. Он должен прийти на смену таким машинам, как Як-40, Ту-134 и, отчасти, Ту-154. В итоговом документе, подписанном на заседании российско-французской межправительственной комиссии, говорится, что "главы правительств подчеркнули важность сотрудничества фирм "Сухой" и Snecma совместно с НПО "Сатурн" в проекте RRJ". Франция обязалась в 2005 году вложить в него 140 млн. евро, российские инвестиции будут меньше - 2,7 млрд. рублей, причем только часть из них составит прямое бюджетное финансирование, в основном же речь идет о гарантиях по кредитам. Фрадков заявил, что правительство считает этот проект приоритетным для развития российской авиации. По его словам, к концу 2005 года должна быть завершена разработка RRJ, а с 2007 года должно начаться его серийное производство. "Сказанное в такой аудитории председателем правительства - это почти гарантия", - подчеркнул Фрадков.
Однако есть вещи, которые не способен гарантировать даже российский премьер. В случае с RRJ - это рынок сбыта самолетов. В нише среднемагистральных гражданских самолетов у России есть сильные конкуренты - Бразилия и Канада. Бразильская компания Embraer уже "набрала" портфель заказов на 620 машин. В активе у RRJ - лишь контракт с российской авиакомпанией "Сибирь" на 50 самолетов, который носит предварительный характер и не содержит четких обязательств по покупке. "Это проблема, которую нужно было решать на ранних стадиях проекта", - признался высокопоставленный правительственный источник ГАЗЕТЫ после переговоров с Раффареном. Пока же российской стороне приходится идти на уступки партнерам - Россия обещает льготный таможенный режим для комплектующих, которые будет поставлять французская Snecma российскому НПО "Сатурн" в рамках создания двигателя для RRJ.
Формирование ОАК, по мысли правительственных чиновников, как раз и должно помочь России успешнее лоббировать свои интересы на мировом авиарынке. ОАК сможет более или менее на равных разговаривать с такими корпорациями, как Airbus или Boeing. Однако идея объединенной корпорации уже более трех лет бродит по ведомственным коридорам и до сих пор не полностью согласована. Во многом потому, что в рамках ОАК планируется объединить производство военных и гражданских самолетов. По данным ГАЗЕТЫ, доклад Минпромэнерго поступил в Белый дом в сопровождении замечаний Минобороны и ФСБ. Силовикам не нравится идея объединения в одной структуре "Сухого" и "МиГа": они считают, что это помешает здоровой конкуренции между ними, а значит, приостановит развитие военной авиации в России.
"Военные неправы, - считает источник ГАЗЕТЫ, близкий к Минпромэнерго. - Эти производители никогда и не конкурировали: "МиГ" поставлял на рынок легкие истребители, а "Сухой" работал в секторе тяжелой авиации". Но даже если межведомственные разногласия будут преодолены и правительство решит создать ОАК, процесс ее формирования может занять до трех лет. Между тем эксперты ГАЗЕТЫ в сфере авиапрома убеждены, что решение по ОАК уже запаздывает на 3-4 года: с каждым годом авиационная отрасль все больше теряет кадры и технологии. Если в советские времена промышленность выпускала ежегодно 300-350 гражданских авиалайнеров, то сейчас на крупнейших авиазаводах производится не более 10 самолетов. Что касается "МиГа" и "Сухого", то из-за отсутствия в последние 10 лет заказов Минобороны на закупку боевых самолетов эти компании держатся на плаву только за счет экспортных поставок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2025
Флагманский клиентский офис Аэрофлота получил премию WORKPLACE AWARDS
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 20, 2025
Стоимость строительства новой ВПП в Толмачеве оценили в 25 млрд рублей
Ноябрь 20, 2025
В аэропорту Толмачево ввели две рулежные дорожки