АвиаПорт.Ru
22 марта 2005, 15:23
Постоянно доказывать право на существование
Предприятие Hamilton Standard - Наука отмечает свое 10-летие
От ожиданий к разочарованиям
Создание совместных предприятий в области авиастроения, разделение труда на глобальном рынке, интеграция в мировую систему производства гражданских самолетов - все то, о чем сегодня говорится как о перспективном пути развития, 10 лет назад воспринималось совсем иначе. Первая половина 90-х годов стала периодом огромного интереса к отечественному рынку со стороны западных авиастроительных компаний. В то время старт массового производства воздушных судов нового поколения Ту-204, Ил-96-300 и Ил-114 ожидался с месяца на месяц, манящие перспективы поставки их за пределы СНГ привлекали возможностью получить кусок в этом экспортном пироге. Напомним, что только самолетов экспортной модификации Ту-204-120 с двигателями Rolls-Royce и западной авионикой египетский предприниматель Камаль заказал 30 штук, был еще опцион на 170 самолетов. И это не считая потенциальных заказов от отечественных авиакомпаний. Признаки обвального падения рынка пассажирских перевозок были еще не столь очевидны.
Именно для оснащения самолета нового поколения Ту-204 современными высокоэффективными теплообменниками было создано 10 лет назад совместное предприятие Hamilton Standard - Наука, учрежденное подразделением американской корпорации United Technologies и российским НПО "Наука". Изначально контрольный пакет СП принадлежал иностранному партнеру, что и определило судьбу этого предприятия.
Экономический кризис, избыток провозных мощностей и, как следствие, падение спроса, неумелое управление и другие причины ввергли авиационную промышленность в продолжительный кризис. Вслед за передачей заказчику в 1995 году первого блока теплообменника для Ту-204 последовали единичные поставки, однако загрузить предприятие ими было невозможно. Напомним, что выходящие в текущем году из цехов Ульяновского ЗАО "Авиастар-СП" самолеты этого семейства будут носить порядковые номера до 40-го включительно...
Наступило горькое разочарование. Ряд западных компаний, открывших свои представительства в России, создавших совместные предприятия, уходили из страны, увозя с собой негативный опыт. Неподтвержденные надежды и чиновничьи барьеры - этого было достаточно для того, чтобы первая волна интереса к нашей стране схлынула.
Акционеры Hamilton Standard - Наука стояли перед выбором - либо закрыть предприятие, либо переориентировать его на западный рынок. Риски были велики, но западные партнеры на них решились. И не ошиблись.
Надо было в кратчайшие сроки решить множество проблем. Первый опыт совместной работы позволил преодолеть ментальный барьер, и с тех пор партнеры убедились, что могут работать "в одной упряжке". В Москве собрался уникальный коллектив, в который с первых дней влились молодые энергичные специалисты - именно они сегодня, спустя 10 лет, составляют костяк менеджерской команды, и в будущем будут определять развитие предприятия. Создана соответствующая западным требованиям система качества, которая постоянно развивается. В 1998 году производство было сертифицировано Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета, в 2000 году получен сертификат качества ИСО 9002:1994. А спустя еще три года соответствие самым строгим требованием было подтверждено получением сертификат качества ИСО 9001:2000 и AS 9100.
От сборки к проектированию
Первые теплообменники были поставлены на западный рынок в 1997 году. Тогда компания Hamilton Sundstrand передала в Россию необходимые чертежи и в Москве было освоено серийное производство агрегатов для иностранных самолетов. Сырье поступало из-за рубежа, от американских дистрибьюторов. С учетом того, что алюминиевая фольга, до того, как попасть на предприятие, проходила путь через океан, стоимость материала значительно возрастала. Однако альтернативы поставкам с Запада до сих по нет - отечественные производители пока не смогли достичь необходимого уровня качества продукции.
За рубежом были закуплена значительная часть технологического оборудования. Помимо довольно специфических станков - гофрообразующих машин и автоматизированных паяльных печей, приобретено металлообрабатывающее оборудование, производственные площади оснащены устройствами для транспортировки продукции. Однако велика и доля ручной работы - отчасти это, учитывая невысокие (по заокеанским меркам) расходы на оплату труда, стало основанием для разворачивания производства в России. Ежегодные расходы на амортизацию основных фондов достигают 500 тыс долларов. Оборудование эксплуатируется с полной нагрузкой, по 2 смены в день, и за прошедшие 10 лет некоторые станки пришлось обновить. Стоимость печей для пайки - около полумиллиона долларов, обрабатывающий центр "зашкаливает" за 600 тыс долларов. Однако такие высокие инвестиции в производство позволяют гарантировать стабильное качество продукции.
Подтвердив способность держать высокую планку, СП Hamilton Standard - Наука вышло на следующий уровень развития. В 2002 году было создано собственное конструкторское бюро, которое постепенно включилось в проектирование новых изделий. Проектирование ведется в системе Unigraphics, для расчетов используется пакет Nastran - здесь были использованы корпоративные стандарты, эти же программные продукты применяются и зарубежными коллегами. Для связи с материнской компанией проведена сеть - таким образом обеспечен высокоскоростной обмен данными, доступ к базам данных Hamilton Sundstrand. И если сейчас право подписи чертежей по-прежнему принадлежит материнской компании, то в будущем ожидается передача этой функции местным специалистам. Также в планах руководства КБ - расширение с целью получения заказов на проектирование узлов по всей номенклатуре систем для кондиционирования воздуха.
Первый заказ был получен в 2003 году - здесь спроектированы теплообменники-конденсаторы для сверхбольшого Airbus A380. Задача оказалась непростой - чтобы выдержать строгие требования по весу, пришлось создать уникальную конструкцию, в которой матрица - наиболее сложная часть теплообменника - состоит из более чем 100 видов различных по конфигурации деталей. Однако это позволило избежать штрафных санкций, которые разработчик накладывал за каждый килограмм перевеса. Вслед за выпуском рабочей документации и опытных образцов, налажено серийное производство. Уже к лету темп работ достигнет 1,5 самолето-комплекта в месяц, компания планирует иметь оборот по этой программе около 2 млн долларов в год.
Первый опыт оказался удачным, и Hamilton Sundstrand учла его в дальнейшем. На новейшем лайнере Boeing 787 Dreamliner ряд систем будет поставлять именно эта компания. Одна из причин, по которой ей достались выгодные заказы, заключается в том, что она смогла предложить конкурентную цену при соответствии строгим требованиям заказчика. Пожалуй, без участия Hamilton Standard - Наука уложиться в жесткие ценовые рамки было бы невозможно. Так или иначе, в 2005 году КБ приступило к проектированию теплообменников для нового лайнера.
Вообще же за 10 лет освоен выпуск комплектующих для самолетов Airbus A380, Boeing 747 и Boeing 787, CRJ 200 и DHC 8 (Bombardier), ERJ 135 и ERJ 145 (Embraer), SAAB 2000, Ту-154М, Ту-334, Ту-204 и Ту-214. Небольшой штрих к портрету - для вновь выпускаемых гигантов Boeing 747 Hamilton Standard - Наука является эксклюзивным поставщиком теплообменников. Кроме того компания контролирует примерно половину рынка ремонтных комплектов, приносящего ежегодно по 2 млн долларов.
Постоянно доказывать право на существование
Конкурируя на международном рынке, компании постоянно приходится доказывать свое право на существование. Для того, чтобы не оказаться выброшенными с рынка, необходимо непрестанно развиваться и совершенствоваться. 2004 год стал для Hamilton Standard - Наука годом преобразований.
Рост числа заказов, а также перспективы освоения новой продукции, заставили критично взглянуть на производственные мощности. Один из симптомов болезни под названием "неэффективность" - незавершенное производство. Продукция, материалы, заготовки - все это лишь загромождало пространство и висело мертвым грузом. Было принято решение полностью пересмотреть основополагающие принципы и внедрить новую схему - гибкое производство.
Казалось бы, ничего сложного в этом нет: весь технологический процесс разделен на несколько участков. У каждого участка - своя зона входа. Когда изделие поступает на вход, освободившийся рабочий принимает его и выполняет установленные операции. А затем перемещает изделие на зону входа следующей операции. Никаких сменных заданий нет, однако ведется вся статистика о выполнении ежедневного плана - на доске представлены плановые и фактические цифры. И по мере того, как рабочие освоились в новой ситуации, расхождение между показателями стало сокращаться.
Эффект оказался весьма существенным: если до введения новой схемы в работе находилось одновременно порядка 20-22 изделий для Boeing 747, то сейчас - не более 10-12. Освободилось место и повысилась выработка. Производственный цикл на один теплообменник сократился с 30 дней до 10-12, при том, что трудоемкость уменьшена только на 10%. Таким образом, из старых стен удалось "выжать" дополнительно 25-процентный прирост производственных мощностей.
Свои перспективы Hamilton Standard - Наука связывает не только с получением новых заказов. Есть и другие резервы - например использование материалов и комплектующих отечественного производства. Уже не первый год идет работа с "Русским алюминием" и СУАЛ-холдингом, и она приносит некоторые результаты. Уже сейчас получены первые опытные партии фольги, соответствующей импортным аналогам как по составу, так и по механическим свойствам. Правда, пока говорить о том, что проблема с поставками решена, не приходится - отечественная фольга не штампуется, витки слипаются... а тем временем серийная продукция отправляется заказчику с европейской или американской фольгой.
Проблема упирается в то, что для отечественных алюминиевых гигантов небольшое предприятие, потребляющее ежегодно около 40 тонн материалов, не является стратегическим партнером. В то же время это один из самых требовательных клиентов - здесь весьма жесткие спецификации. Но рано или поздно отечественные поставщики смогут обеспечить требуемое качество. А это, в свою очередь, позволит почти на 40% сократить стоимость материалов для теплообменников и, в конечном итоге, заметно отразится на итоговой стоимости продукции.
Использование отечественной базы поставщиков - стратегическая задача, решение которой позволит поднять позиции предприятия на недосягаемую для конкурентов высоту. И это открывает для Hamilton Standard - Наука перспективы на годы вперед....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников