Авианосцам быть

Тема: Авианосцам быть

Обсуждаем: Авианосцам быть, Lenta.Ru, 28.07.2008

ВМФ России активно разворачивает строительство современных боевых кораблей

06.03.2015 Иванов Сергей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Тов. Гончарову

Учите матчасть! Т10-3 это самолет из первой серии семейства Т10 с оживальным крылом. Использовался для отработки аэрофинишера и трамплина на НИТКЕ в Саках... Никакого отношения к самолетам Т-10К или Су-27К или Су-33 не имел ни конструктивно, ни как-нибудь еще... Т10-25 - это самолет Т-10С с установленным тормозным крюком, который использовался для тех же задач, что Т10-3... Он так же никаким образом не относится к самолетам Т-10К... А то, что получила Украина - это вообще макетный самолет, который был нужен для проверки прокатывания в подпалубных помещениях и на лифтах... Поэтому, не надо тут рассказывать сказки

06.03.2015 APZ пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Николаев Виктор: Об этом и др. на @, если не возражаете.
************************
Было бы странно, если бы я возражал... :)

07.03.2015 Гончаров Сергей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Иванов Сергей пишет:
"то, что получила Украина - это вообще макетный самолет, который был нужен для проверки прокатывания в подпалубных помещениях и на лифтах... Поэтому, не надо тут рассказывать сказки"
Удалили? ОК, нет проблем – восстановим через «копировать-вставить». :) Теперь по сути: сказки рассказывать действительно не надо. Украина получила не «макетный самолет», а полноценный Т10-3, с конца августа 1984 г. находившийся на долговременном хранении в Саках. В 2004 г. он был продан континентальному Китаю, как Су-27К.

07.03.2015 Sergey66 пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Гончаров Сергей пишет: Украина получила не «макетный самолет», а полноценный Т10-3, с конца августа 1984 г. находившийся на долговременном хранении в Саках. В 2004 г. он был продан континентальному Китаю, как Су-27К

С разработчиками полноценного самолёта хоть поделились?

07.03.2015 Гончаров Сергей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Нет конечно. А с какой такой радости?

09.03.2015 Иванов Сергей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Гончарову...

А Вы точно знаете, что Т10-3 был "полноценным"?))) Это даже был не серийный вариант, а так... опытное не понять чаго... А первый опытный Т10К-1 (бортовой номер 37) выполнил первый полет 17 августа 1987 года... Рекомендую почитать книгу А. Фомина "Су-33 корабельная эпопея"... Там все подробно разжевано...

Скажите уж, что надули "друзей" китайцев в истинно украинском стиле...)))

19.03.2015 Seerndv пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

http://www.vz.ru/world/2015/3/19/734859.html
Гонку вооружений между Китаем и Индией пока проигрывает Пекин
19 марта 2015, 08::10

Текст: Геннадий Нечаев

Военные КНР подтвердили факт строительства второго авианосца. В принципе, это не было секретом, однако официальное заявление последовало на фоне новостей о скором вводе в строй второго авианосца Индии и формировании работ по третьему, который, возможно, будет оснащен ЯСУ. КНР и Индия ведут сейчас настоящую гонку морских вооружений, в которой китайцы пока проигрывают.

Речь, собственно, идет о главном политическом комиссаре Военно-морского флота Народно-освободительной армии КНР, контр-адмирале Динь Хайчуне и его интервью выходящей в Гонконге газете Hong Kong Commercial Daily. Однако еще раньше – в апреле 2013-го – контр-адмирал Сон Хюэ сообщил агентству «Синьхуа»: «Китай должен иметь более одного авианосца. Следующий корабль будет больше по размерам и будет нести больше самолетов».

«Сестра» недостаточной вооруженности

Напомним, что в настоящий момент в составе ВМФ НОАК числится только один корабль такого типа – «Ляолин», достроенный советский ТАВКР «Варяг» проекта 11436, одноклассник «Адмирала Кузнецова». Будучи куплен у Украины буквально на металлолом, авианосец в 2005 году прибыл на судостроительную верфь в Дальянь (бывший Дальний). В 2008-м корабль был перемещен в другой док, где, по ряду данных, была проведена установка двигателей и тяжелого оборудования. В частности, на нем были смонтированы новые радары (предположительно – китайского производства), системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты ПКР «Гранит».

«Ляолин» был принят в состав флота 24 сентября 2012 года, при этом ни один самолет к тому моменту еще не совершил посадки на его палубу. Полеты палубных истребителей J-15 (контрафактная копия Су-33) начались лишь в конце ноября того же года. До планового ремонта в середине 2014-го корабль осуществил несколько выходов в море, в ходе которых отрабатывались бортовые системы и полёты все тех же J-15 («Ляолин» способен принять на борт до 24 штук) и шести противолодочных вертолетов Z-8 (китайская разработка на базе французского Super Puma). По некоторым данным, на борту базируются также вертолеты Ка-31 в варианте ДРЛО, которые предполагается заменить на Z-8J собственного производства. По другим данным, в состав группировки входят также два поисково-спасательных вертолета Harbin Z-9 (лицензионный вариант французского Eurocopter AS365 Dauphin).

Наблюдатели отмечают, что по основным параметрам китайский «Ляолин» вполне соответствует кораблям советского проекта 1143, за исключением оборонительного вооружения, которое признается откровенно слабым, едва достаточным для самообороны, хотя размеры и водоизмещение судна позволяют иметь на борту гораздо более мощный комплекс вооружений без ущерба для «самолетовместимости». Оно состоит из трех 11-ствольных зенитных автоматов «Тип 1130», приближенных по характеристикам к голландской ЗАУ Goalkeeper; по современным меркам эти пушки не выделяются ничем, кроме выдающейся скорострельности. Ракетная часть представлена тремя 18-зарядными пусковыми установками HQ-10 системы ближней корабельной ПВО FL-3000N. Ракеты TY-90 этого комплекса способны поражать воздушные цели (включая противокорабельные ракеты) на удалении от 0,3 до 6 км и на высотах от 15 метров до 6 км. Ближайший западный аналог – американская RIM-116 RAM, которой китайская система уступает в дальности перехвата. Что же касается видимой части системы противолодочной обороны, она представлена тремя 12-ствольными бомбометами оригинального, ранее не встречавшегося типа.

Отметим, что «Кузнецов» несет 6 малокалиберных ЗАУ АК-630, 24 вертикальных пусковых модуля на 8 ракет каждый комплекса ближней ПВО «Кинжал» (аналог наземного ЗРК «Тор», снаряженный боекомплект – 192 ракеты) и 4 спаренных установки зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» в составе двух 30-мм шестиствольных зенитных автоматов 6К30ГШ и сдвоенной пусковой установки с системой хранения и перезаряжания на 32 ракеты 9М311К (3М87) с дальностью действия по рубежу 8 км и по высоте 3,5 км. Максимальный боезапас составляет 254 ракеты.

Такой состав вооружений китайского корабля дает основания полагать, что в настоящее время он рассматривается не как полноценная боевая единица, а скорее, как опытный образец для отработки специфических систем авианосца и тренировок летного состава. Примечательно, что на индийском «однокласснике» «Кузнецова» – авианосце «Викрамадитья», оснащенном сейчас лишь системами ближней ПВО – к 2017 году планируется разместить корабельный ЗРК израильского производства Barak-8 с дальностью действия до 70 км. Аналогом этой системы на китайском корабле может стать «Штиль-1», обладающий схожими характеристиками и представляющий собой корабельный вариант ЗРК «Бук». Однако, будучи оснащен палубными истребителями, даже в нынешнем виде корабль может оказаться полезен не только в роли ПВО-эскадры, но и как средство изоляции воздушного пространства над районом боевых действий, особенно при высадке десантов на острова (а спорные острова, как известно, это важнейшее направление китайской экспансии).

Катапульта как приоритет

#{weapon}Первое, что не устраивает китайцев, – это отсутствие на «Ляолине» стартовой катапульты. Это устройство не только позволяет самолетам стартовать с палубы со значительно большей нагрузкой, чем при старте с трамплина, но и ускоряет процедуру старта, позволяя поднять в воздух больше самолетов за единицу времени. Более того, оно позволяет иметь на палубе тяжёлые самолеты ДРЛО и самолеты снабжения, аналогичные американским E-2 Hawkeye и C-2 Greyhound. Еще в августе 2013 года китайский эксперт Ду Вэньлун, оценивая облик перспективного авианосца, заявил, что новый корабль должен быть оснащен катапультой, но необходимо решить, какой именно – паровой или электромагнитной. Представитель ВМС НОАК Ли Цзе тип катапульты уточнить тогда отказался, но пообещал, что катапульта на корабле будет обязательно. «Это зависит от уровня наших технологий. Если мы разработаем хорошую паровую катапульту, будет паровая, но если мы существенно продвинемся в разработке электромагнитной, нужен будет всего лишь шаг, чтобы перейти к ней», – цитировало его слова «Синьхуа».

Примерно в то же время представитель министерства национальной обороны КНР Янг Юджун заявил, что ВМС НОАК в будущем потребуется большее количество авианосцев, нежели единственный корабль «Ляолин». Государство всеобъемлюще рассмотрит вопрос приобретения новых авианосцев в соответствии с потребностями государственной безопасности, добавил он.

Большинству экспертов перспективный китайский авианосец также видится как развитие советского проекта, но с катапультным стартом самолетов и наибольшим водоизмещением порядка 70 тыс. тонн против 59–61 тыс. тонн у современных авианосцев, которые можно отнести к потомкам советского проекта 11436 («Кузнецов», «Викрамадитья» и «Ляолин»). Линейные размеры корабля возрастут при этом примерно на 5 процентов, авианосец сможет принять на борт около 70 летательных аппаратов всех типов, исходя из расчета 1 тыс. тонн водоизмещения на один ЛА. Вопрос с силовой установкой пока также остается открытым. «Весовая категория» корабля позволяет оснастить его как котлотурбинным, так и ядерным вариантом, однако считается, что все достоинства ЯСУ для боевого корабля раскрываются при наибольшем водоизмещении в 75 тыс. тонн. С другой стороны, электромагнитные катапульты требуют для работы мегаватты электроэнергии, которую дешевле получить от атомного реактора, чем от мазутных котлов, что делает ЯСУ оправданной и на меньших кораблях.

Но со слов китайских экспертов выходит, что корабли проекта, условно названного на Западе «001А», скорее всего, будут иметь котлотурбинную установку, и лишь следующий корабль этого класса, возможно, получит ЯСУ. Впрочем, эти планы могут еще измениться, о чем будет сказано ниже.

Идет борьба надводная

По всей видимости, церемония закладки второго китайского авианосца на верфях Даляни прошла в 2013 году. О том, что его строительство займет шесть лет, заявил высокопоставленный функционер КПК в провинции Ляонин Ванг Мин в интервью местному телеканалу. Это сообщение заметили и опубликовали гонконгские СМИ, после чего проект второго авианосца окончательно стал секретом Полишинеля. Что, впрочем, вполне укладывается в китайские традиции по отношению к «сверхсекретным» разработкам, когда, например, о дне и часе первого полета нового истребителя «по секрету» сообщают местным споттерам, для которых ставят столики с чаем у ограды аэродрома.

Так для чего же было сделано недавнее заявление? Скорее всего, оно вызвано тем, что чуть ранее (23 февраля) о планах ускоренной достройки и ввода в строй третьего авианесущего корабля – «Вишал» – сообщили индийские медиа. После того как в 2016-м будет списан старейший индийский авианосец «Вираат» (легкий, английской постройки, класса Majestic), единственным кораблем такого класса в индийском флоте некоторое время будет «Викрамадитья» – еще не до конца освоенный и оснащенный, но прошедший полный цикл испытаний. Второй корабль (уже полностью индийской постройки) – «Викрант» – войдет в строй не ранее 2018-го, при этом потребуется от 8 месяцев до года для достижения им боеспособности. Оба этих авианосца оснащены стартовым трамплином и способны принимать многоцелевые палубные истребители МиГ-29К, а со временем и палубную версию легкого боевого самолета HAL Tejas Navy (первый из двух прототипов этого самолета совершил испытательный полет 7 февраля). Согласно индийской классификации, эти корабли относятся к классу «авианосцев противовоздушной обороны».

Другое дело «Вишал», постройку которого индийцы рассчитывают завершить за 10–12 лет при «ударных» темпах работы. Это будет полноценный авианосец с двумя паровыми катапультами. По сообщениям индийских источников, в ближайшее время будет решен вопрос о силовой установке корабля. Большинство экспертов считают, что «Вишал» получит ЯСУ, что позволит кораблю за сутки полным 25-узловым ходом покрывать до 600 морских миль. Эти характеристики при базировании корабля в восточных портах позволят гибко реагировать на любые угрозы со стороны ВМС НОАК.

Из рассмотрения изложенных фактов самоочевидно следует вывод, что в южно-азиатском регионе началась региональная гонка морских вооружений.

Напомним, что согласно китайской исторической традиции (наличие которой внешне не афишируется, но внутри страны одобряется), существует так называемый список потерянных территорий. К ним относятся земли, которыми когда-то владели или над которыми декларировали господство императоры династии Цин. Это и индийский штат Аруначал-Прадеш (правда, расположен далеко от моря), и Мьянма, где китайское влияние традиционно сильно, и Сингапур с Малайзией. Такие «традиции» не могут не беспокоить Нью-Дели, несмотря на соглашения о стратегическом партнерстве между двумя странами, подписанные на высшем уровне в 2005 году.

Следует признать, что Индия пока лидирует в этой региональной гонке вооружений. Действительно, в настоящее время в составе ее ВМС имеется доведенный до ума корабль со всеми работающими системами. К тому времени, как в строй войдет второй авианосец, страна получит все 45 заказанных в России истребителей МиГ-29К поколения 4++ – испытанных и надежных.

Не стоит забывать и о том, что Индия располагает двенадцатью палубными истребителями вертикального взлета и посадки Sea Harrier Mk.51 британского производства. Их электроника была модернизирована в 2006-м при помощи израильских компаний, а в ходе капитального ремонта на предприятиях Hindustan Aeronautics Limited ресурс планеров и двигателей будет продлен еще на 12–15 лет. Имея на вооружении новейшие ПКР Sea Eagle и ракеты воздушного боя Matra в сочетании с израильским радаром, эти самолеты еще долго будут крайне эффективны для решения самых разнообразных задач.

На перспективу также имеются довольно удачные многоцелевые самолеты Tejas, примерно аналогичные по классу и возможностям китайским J-10. А для «большого» авианосца «Вишал» Индия вообще может приобрести любые самолеты российского или западного производства – от палубной модификации перспективного Т-50 до экспортных F-35; с этим у Нью-Дели, в отличие от Пекина, не будет проблем. Довершает картину индийского лидерства в области авианесущих кораблей одобренная, но не проведенная сделка о покупке в США самолетов управления и целеуказания E-2C Hawkeye, аналоги которых КНР еще только предстоит создать.

С китайской стороны картина выглядит не столь радужно. Вероятно, решение о типе силовой установки для перспективных китайских авианосцев будет зависеть от решения индийской стороны по «Вишалу». Китайские адмиралы ни за что не захотят ударить в грязь лицом перед оппонентами (с другой стороны, решение выгнать в море полупустой корпус бывшего «Варяга» так же, вероятно, инспирировано успехами Индии).

Способность китайской промышленности выпускать практически что угодно давно известна. Но, как и Япония в свое время, Китай идет по пути копирования удачных образцов. Разрыв между способностью освоить в производстве хоть черта в ступе и способностью спроектировать что-то принципиально новое виден и по авианосной программе. В свое время Пекин вел переговоры о приобретении в России партии палубных истребителей Су-33, аналогичных тем, что стояли на вооружении «Кузнецова». Первоначально речь шла о 30 самолетах, поскольку производство меньшего количества убыточно. Однако постепенно китайская сторона свела свою заинтересованность всего к двум машинам. К этому времени разразился скандал с производством истребителя Shenyang J-11B – контрафактной копии самолета Су-27СК, сборка которых из готовых машкомплектов осуществлялась в КНР. Первый J-11 был собран в декабре 1998-го, однако серийное производство не начиналось до 2000-го по техническим причинам. До 2003 года в Китай было поставлено 95 комплектов самолетов, а от остальных 105 китайская сторона отказалась, как только местная авиапромышленность освоила производство основных узлов методом «обратного проектирования». Поняв, что палубный самолет хотят попросту украсть, российские производители показали китайским товарищам известную комбинацию пальцев.

Однако на Украине оставался в летном состоянии один из самолетов Т-10К-3 (третий прототип Су-33), который Киев в 2001 году и толкнул китайцам по принципу «не наше – не жалко» вместе с комплектом конструкторской документации. Результатом стал палубный Shenyang J-15, совершивший первый полет в последних числах августа 2009 года. 25 ноября 2013-го пара J-15 совершила посадку с зацеплением за аэрофинишер на палубу «Ляолина», а уже в декабре китайские медиа объявили о начале серийного производства палубного истребителя.

Судя по всему, производство самолета, внешне практически не отличимого от Су-33, ведется ни шатко, ни валко: на начало текущего года построено не более 15 машин, включая прототипы. По всей видимости, камнем преткновения послужили двигатели. Известно, что китайские моторы Shenyang WS-10, созданные на базе американских CFM56 (они во множестве используются на гражданских лайнерах), хоть и развивают тягу на тонну больше, чем российский АЛ-31Ф, но имеют назначенный ресурс – всего 200 (по другим данным – 300) часов, что в пять раз меньше, чем у российского аналога. Если для «сухопутного» самолета это является едва терпимым показателем, то для палубного – совершенно неприемлемым. Для полноценного развертывания производства J-15 требуется или решить проблему с ресурсом, или покупать российские моторы. Как считают западные аналитики, именно АЛ-31Ф и стоят сейчас на всех серийных J-15.

Та же проблема закрывает доступ на палубу легкому многоцелевому истребителю Chengdu J-10, как его текущей одномоторной модификации (что не очень подходит для самолета, летающего над морем), так и для проектируемой двухмоторной версии, поскольку двигатели WS-13 также имеют низкий ресурс. Единственный на сегодня выход – оснастить палубные J-10 российскими моторами РД-33 или РД-93, на что китайцы вряд ли согласятся.

Таким образом, надо признать, что амбиции китайских адмиралов несколько преждевременны. Впрочем, в октябре прошлого года газета «Наньфан жибао» опубликовала комментарии старшего полковника НОАК Сюй Юнлина (в прошлом – главного летчика-испытателя программы истребителя J-10), касающиеся программы создания китайского истребителя пятого поколения J-31. Сюй признал, что двигателестроение остается узким местом для китайской авиационной промышленности, но в случае с проектом J-31 в данной области отметился прогресс. «Сейчас эти недостатки восполняются, и очень скоро могут появиться хорошие новости», – сказал он, выразив уверенность, что в перспективе J-31, как и другие основные типы китайских боевых самолетов, будут оснащаться отечественными двигателями, что позволит покончить с зависимостью от импорта.

Сюй также подчеркнул, что самолеты, построенные с использованием технологий малозаметности, являются будущим для палубной авиации всех стран. Однако вероятность полной замены самолетов четвертого поколения самолетами пятого поколения невелика, в перспективе эти поколения будут сочетаться. «Вероятность появления J-31 на палубах авианосцев очень велика, но на данный момент я не видел какой-либо информации об адаптации самолета к технологиям, необходимым к базированию на авианосце, поэтому ожидаю, что появление авианосного J-31 произойдет уже после того, как базовая версия начнет поступать в войска», – резюмировал он.

Единственное, на что могут надеяться ВМС НОАК, – это на решение проблем с двигателями до того, как авианесущие корабли китайского производства встанут в строй. А пока остается отрабатывать технологии и набираться опыта на «игрушечном» «Ляолине». До тех пор – «правь, Индия, морями». По крайней мере, южными.

Текст: Геннадий Нечаев

20.03.2015 Гончаров Сергей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Продолжение о продаже "Варяга" континентальным китайцам:

Был среди позвонивших и Герой Социалистического Труда, награжденный шестью орденами, в том числе двумя Орденами Ленина, почетный гражданин Николаева и бывший заместитель генерального директора ЧСЗ Иван Винник. Иван Иосифович руководил строительством всех авианосцев на Черноморском заводе, которых, как оказалось, было девять: семь завершенных и два недостроенных. Именно он в конце 90-х курировал сделку по продаже «Варяга», и, по его словам, то, что рассказал гражданин Сюй Цзэнпин, - абсолютная ложь. А как было на самом деле Иван Иосифович подробно рассказал в интервью нашему корреспонденту.

- Иван Иосифович, Вы руководили строительством практически всех построенных на Черноморском заводе авианосцев. С какого года Вы работали на заводе? Вообще, расскажите о себе.

- Поступил я на завод 1 августа 1955 года помощником мастера в монтажный цех. Тогда строили подводные лодки. Наш завод за 7 лет построил 77 подводных лодок, причем самого современного типа. Это был 613-й проект, шеститорпедный: четыре торпедных аппарата в носу, два в корме, два дизеля. Так с помощника мастера я и пошел выше: мастер, старший мастер, потом механик на подводных лодках... Очень, кстати, ответственная должность. Самое главное ведь в подводной лодке - погружение и всплытие, а то лодка может погрузиться и не всплыть. Однажды такое у нас случилось. Слава Богу, только во время испытаний. В 1955 году мы загружали уже 18 единиц. Вот я только вернусь из Севастополя, приму лодку и опять ухожу. Потом я уже стал начальником цеха, в котором было 1300 работников. Потом Ганькевич, директор завода, перевел меня из монтажного цеха в отстающий, достроечный цех. В цеху этом план не выполнялся, работа валилась. Я не знал там ни работы, ни людей. Было очень сложно, но все равно через три месяца наладили там производство.

- А когда начали строить первый авианосец?

- В 1962 году. Это был авианесущий крейсер «Москва». Спустя три года, в 1965 году, его спустили на воду, а в 1967 году «Москва» была сдана и ушла на испытания. Тогда это было все совершенно секретно. Короче говоря, строил «Москву» я будучи еще начальником цеха, а когда подписали приемный акт на крейсер, 25 декабря 1967 года, меня назначили главным строителем. И так я главным строителем проработал на всех кораблях, авианосцах. Это были «Москва», «Ленинград», «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку» и «Кузнецов». Восьмой авианосец продали Китаю. А девятый пришлось порезать на металл прямо в доке, так как финансирование прекратилось, Союз распался. В мае 1992 года было подписано совместное решение Украины и России о том, что недостроенные корабли - наш «Варяг» и на 61-м заводе «Украина» остаются за Украиной. «Варяг» мы продали, а «Украина» так и ржавеет...

- Крейсер, который порезали, как должен был называться?

- «Ульяновск».

- А насколько процентов были готовы эти авианосцы?

- «Варяг» был готов на 67%. А «Ульяновск» на 18% - корпус был готов, главные механизмы были. Ну мы механизмы выгрузили, а корпус порезали.

- Это был один проект - «Варяг» и «Ульяновск»?

- Нет, разные.

- Но «Ульяновск» должен был быть больше? Говорят, что какой-то из них должен был быть с атомной силовой установкой.

- «Ульяновск» должен был быть больше и у него по проекту должна была быть атомная силовая установка. [color=#0000FF]Три реактора и сейчас на заводе лежат. И главные турбины находятся в корпусообрабатывающем цехе.[/color]

- Давайте о «Варяге» поговорим, который и стал причиной нашей встречи. Как вообще появилась идея продать корабль и что этому предшествовало?

- Предшествовало то, что достроить его мы уже не могли. Во-первых, не было финансирования, а во-вторых, Советский Союз распался. А оборудование на авианосец поставляли более тысячи заводов, курировали поставки 28 министерств СССР. Я, будучи главным строителем, объехал полстраны, Советского Союза, чтобы получать с заводов необходимые комплектующие.

- Сюй Цзэнпин - китайский бизнесмен, который рассказал, что он эту сделку «проталкивал» и действовал в интересах Министерства обороны Китая. Он дал интервью гонконгской газете «South China Morning Post», мы перепечатали его перевод. Вы читали это интервью, насколько сказанное китайцем соответствует действительности?

- Ни одного слова правды в том, что рассказал китаец, нет.

- Тогда давайте разберемся. Вы же в курсе, как эта история происходила с продажей. Вы тогда какую должность занимали?

- Я тогда занимал должность заместителя директора по производству. Хоть я и был зам. директора по производству, но все равно курировал постройку и испытание всех авианосцев.

- Когда впервые Вы услышали о том, что речь идет о продаже «Варяга»?

- Начали съезжаться к нам покупатели. Первыми приехали из Южной Кореи.

- Это были бизнесмены или представители государственных органов?

- Не знаю. Они представлялись как бизнесмены из Южной Кореи. Были люди из Китая, Индии, Франции, Германии, Норвегии - всего более 60 различных потенциальных покупателей. Я всех их записывал, но меня в КГБ тогда предупредили, чтобы все записи оставались в заводе. Южнокорейцы были самые активные, они очень хотели купить «Варяг». Они же купили у России два корабля - «Минск» и «Новороссийск». Потом «Минск» перекупил Китай, а «Новороссийск» они порезали на металлолом.

- А с какой целью они хотели купить именно «Варяг»?

- Я не знаю. Но предлагали купить по цене металлолома. Но тогда такую цену не только корейцы, все такую же предлагали.

- То есть всех покупателей, независимо от того, из какой страны они приезжали, интересовал металл?

- Да. 32 тысячи тонн металла. Корпус - 18 тысяч тонн, а остальное - оборудование: турбины, турбогенераторы, насосы и масса всякого другого добра. Цена металлолома тогда была 127 долларов за тонну. Ну вот 32 тысячи умножьте на 127 и получим 4 миллиона 64 тысячи. В результате всех этих переговоров тогдашний директор Овдиенко подписал контракт о продаже «Варяга» одной ирландской фирме. Ирландия предложила 240 долларов за тонну. Это было в два раза больше, нежели предлагали другие покупатели: около восьми-девяти миллионов. Но в тот момент пост премьер-министра Украины занял Павел Лазаренко. Он отменил этот контракт по продаже «Варяга». Был объявлен тендер, который длился три месяца. Представитель из Китая предложил стартовую цену - 20 миллионов долларов. За три месяца, пока длился тендер, больше никто ничего не предложил.

- А вы вообще помните этого Сюй Цзэнпина? Действительно ли он приезжал? Он утверждает, что единолично купил этот корабль за свои собственные деньги.

- Да, я его прекрасно помню, он действительно приезжал. Но все то, что он рассказал, - это чепуха. Он, например, рассказал, что привез 50 бутылок китайской водки, будто они споили все руководство завода. Это неправда. А вот то, что он сам напился в кабинете внешнеэкономических связей, облевал весь кабинет и потерял сознание - такое было. Вызвали врачей, отнесли его в машину. Но водка была наша, украинская (улыбается).

- А когда Сюй появился? На каком этапе и какую роль он вообще играл?

- Он приехал вроде бы в январе. Он же появился не как представитель Китая, а от Макао - автономная территория в составе Китая. И это Макао тоже хотело купить корабль - вроде как для переоборудования в казино. Они даже своих дизайнеров прислали, те ходили по кораблю и смотрели, что где размещать.

- Так 20 миллионов давал стартовую цену Китай или Макао?

- Китай давал.

- А правда ли то, что на тот момент со стороны руководства России выдвигались требования, чтобы продавали корабль без двигателей и без оборудования, так как они являются секретными?

- Нет, не было такого. Единственный инцидент был, когда мы тогда уже с директором Тихоненко полетели в Ленинград, чтобы добиться согласия проектной организации. Это «Невское ПКБ», которое проектировало эти корабли. Но они нас встретили с таким негодованием, более того, они написали тогда письмо Кучме, мол, это их интеллектуальная собственность.

- Собственником корабля было государство. В переговорах, кроме Вас, наверняка принимали участие другие люди, представители центральной власти, каких-нибудь украинских министерств?

- Кроме меня и отдела внешнеэкономических связей, где работали три человека, больше никого.

- То есть никаких представителей из Киева, из Министерства промышленной политики, Кабмина, никого не было? У Вас были полномочия в том числе и согласовывать цену с покупателями?

- Конечно. Киев не вмешивался в это дело.

- А как вообще проходила процедура продажи?

- Сложно. Корабль же совершенно секретный, полтора года я не вылезал из Киева - оформлял все необходимые согласования. Необходимо было получить согласование 22 министерств и организаций. Хорошо, что меня многие знали, и я многих знал. Но оформить было очень сложно. Приходилось все везде «проталкивать». Например, в Министерстве обороны капитан 2-го ранга, который занимается оформлением документов, говорит: мне, мол, через два месяца присваивают звание капитана 1-го ранга, а по морским традициям при получении очередного звания нужно хорошее угощение. В общем, прямо говорит - надо 800 рублей. Я вынимаю из кармана, даю… И это свои, мне же денег никто не давал. То, что там пишет этот Сюй, что «разбрасывался пачками долларов» - чепуха.

- То есть, Вам ни одной пачки не досталось?

- Не досталось (улыбается). У нас постоянно был представитель Китая - Ян Цуси. Ребята из СБУ сказали, что это замаскированный разведчик, полковник. Я был в командировке, а он привез мне в подарок пять мобильных телефонов. А тогда мобилки еще были большой редкостью. Так вот, пока меня не было, начальник отдела внешнеэкономических связей один аппарат отдал директору Тихоненко, другой - главному инженеру, а три отправили в Киев. А мне так ничего и не досталось.

- Получается, что китайцы дали цену за корабль в три раза больше, чем давали другие покупатели.

- Китайцы предложили свою стартовую цену как уже не за металлолом, а за корабль.

- Что касается документации. Сюй пишет, что он вывез 8 грузовиков документации. Вы в курсе этой истории?

- 8 грузовиков - это 40 тонн. Если собрать всю документацию, которая есть в заводе, не наберется столько. Хотя там документация не только по авианосцам, там документы по проекту 2020, который стоит недостроенный, там документация по сухогрузам, по продуктовозам и многое другое. Даже если все это собрать, то не наберется 40 тонн. Поэтому восемь грузовиков документации по «Варягу» - чепуха. Ни одного чертежа они не получили, вся рабочая документация осталась на заводе.

- И сейчас она на заводе?

- Ну, я не знаю, уже и завода практически нет...

- Вы в каком году уходили с завода?

- В 2002 году я ушел. Документация тогда была на заводе, я гарантирую. Китайцы ни одного листа документа не получили за исключением тех, которые необходимы были, чтобы обеспечить буксировку. Нужно было дать схему забортных отверстий, и еще там какие-то, не помню. С ними при буксировке шли наши ребята - Сергей Ентис и Григорий Соколов. Вот они 4-5 чертежей взяли с собой.

- Так за какую цену все-таки купили «Варяг»?

- Китай заплатил 27 миллионов долларов.

- А почему 27, а не 20?

- Для того, чтобы подготовить корабль к переходу - загерметизировать корпус, отдельные переборки, смонтировать якорно-швартовый комплекс, установить огни - понадобились дополнительные средства. Это обошлось дополнительно в 2 миллиона 200 тысяч долларов. Плюс за каждый месяц простоя на заводе, а стоял он долго - платили 150 тысяч долларов.

- Как производилась оплата?

- Перечислили деньги на счета завода.

- А кто с нашей стороны подписал контракт о продаже?

- Тихоненко.

- А с китайской стороны?

- Был их представитель, я не помню.

- Подписание контракта происходило в Николаеве?

- В Николаеве.

- Когда «Варяг» ушел из порта?

- 14 июня 2000 года. Буксировали голландским буксиром. Кстати, буксир в Эгейском море оборвался, корабль понесло на камни. Если бы не двое наших ребят - Соколов и Ентис, которые в темноте, при фонарях застопорили рулевое устройство, неизвестно, довели бы его до пункта назначения... А потом уже подошел буксир, российский, между прочим, взял его на буксир. Только потом пришел их буксир, который повел их в Китай.

- Есть такая версия, что якобы китайцы изначально обманули: покупали «Варяг» под развлекательный комплекс, а на самом переделали его под боевое судно.

- Китайцы его изначально покупали как полигон для испытания самолетов.

- То есть китайцы не скрывали сразу, что они покупают авианосец для Министерства обороны?

- Конечно, не скрывали. В Китае привели его ни куда-нибудь, а в Дальянь - бывший наш порт Дальний. Там имеется судостроительная верфь. Корабль стоял не на заводе, а в порту. 30 апреля 2006 года его поставили в док. Я, кстати, был там. У них сухой док там 400 м длиной, 100 м шириной и 13 метров глубиной. Они загнали его в сухой док. Когда ободрали ракушку, то на корпусе не было ни одного сантиметра ржавчины...

- Иван Иосифович, 27 миллионов долларов по тем временам были огромные деньги. Вам известно, куда они были потрачены?

- Как я уже говорил, часть денег была потрачена на подготовку корабля к буксировке. Все остальное ушло на выплату заработной платы работникам завода. Полтора года завод фактически жил за счет этих денег. Премьер-министр Украины, по-моему, Павел Лазаренко, дал указание все деньги оставить на заводе, Киев фактически ничего не забрал.

- С Вашей точки зрения эта сделка была выгодна для завода?

- Конечно. Возьмите 61-й завод. Стоит там и сейчас крейсер «Украина». Его уже никто и никогда не купит, потому что разделка будет стоить дороже полученного металла.

- Насколько уникальными были построенные в Николаеве авианесущие корабли? Ваша оценка, как судостроителя? Или они все-таки не дотягивают до американских авианосцев?

- На авианосцах данной серии предусмотрена возможность для взлета и посадки только двух типов самолетов, в то время как на американских - семь типов самолетов. А вот проект авианесущего крейсера «Ульяновск», который был готов лишь на 18%, предусматривал атомную силовую установку и взлетно-посадочные полосы под семь типов самолетов. Если бы нам удалось достроить этот авианосец, то он превосходил бы американские...

http://novosti-n.org/analitic/read/2058.html

20.03.2015 leutenant пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Seerndv'у и С.Гончарову...

...я бы вам порекомендовал вот это чтиво:
http://www.litmir.me/br/?b=112434
...там много чего про наши авианосцы от первого, так сказать, лица...


В.Николаеву...

...ну что ж - можно, пожалуй, и окончательно подвести черту под судьбой "Урала"... а были ж сомнения:
http://www.aviaport.ru/conferences/40692/163.html#p314829
...1-й раз корабль поминался мной более 3-х лет назад:
http://www.aviaport.ru/conferences/41128/187.html#p158238

...что ж - когда-то выглядел от так:


...теперь, к сожалению - так:

...на разделке в Большом Камне...

Теперь сие - окончательно история... а вспомнить есть что:
http://eagle-rost.livejournal.com/386662.html
...спасибо неравнодушным людям...


APZ'у, Astoronny и "примкнувшемукним" В.Николаеву...
...напомнило:
http://www.aviaport.ru/conferences/40692/174.html#p357517

...похоже, "вертаемся взад"... в ситуацию на рубеже 1970/1980-х... я как-то вскользь поминал свое участие в тех.предложении по Як-44:
http://www.aviaport.ru/conferences/12197/3783.html#p242206
...именно с четырехдвигательной силовой установкой...

...но и то, к чему в итоге пришли - тоже поминал:
http://www.aviaport.ru/conferences/40837/154.html#p283495
http://www.aviaport.ru/conferences/40837/155.html#p283596
...ТОЖЕ, знаете ли - было ой какой не подарок:
http://www.aviaport.ru/conferences/41128/509.html#p258465

...а вот насчет Д-236 ничего плохого не скажу - только хорошее:
http://www.aviaport.ru/conferences/40678/252.html#p191027 ...с уточнением:
http://www.aviaport.ru/conferences/40678/254.html#p191269
...жаль, что нельзя его снова повторить... при новой элементной базе РТК "Квант", который был прописан и на Ан-71, и на Як-44... как я думаю, полегчал бы раза в 3-4... и "реинкарнированный" Як-44 весил бы не 40тонн, как было "затверждено", а, скажем - 30...

И была бы сие СОВСЕМ другая история... хотя, как знать..?

В Д-27 - наши:
- винтовентиляторы СВ-27 с регуляторами - от "Аэросилы":
http://aerosila.ru/index.php?actions=main_content&id=17
- редуктор - от "Салюта":
http://www.salut.ru/ViewTopic.php?Id=658
- FADEC - от "Молнии":
http://www.molniya-ufa.ru/avtomatika.html#22
- 90% т.н. "обвязки"...

...а ВСЁ финансирование газогенератора, который делается на Украине, было ишшо из союзного бюджета СССР...

Так что - есть "чем меняться"...

20.03.2015 Sergey66 пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

ВМФ: палубные истребители Су-33 после модернизации послужат еще 10 лет
http://www.aviaport.ru/digest/2015/03/20/331833.html
Палубные истребители Су-33 будут модернизированы и прослужат еще десять лет, сообщил РИА Новости в пятницу во время работы оружейной выставки LIMA-2015 командующий морской авиацией Военно-морского флота РФ Игорь Кожин.

"Су-33 будут модернизированы и прослужат еще как минимум до 2025 года. Они будут эксплуатироваться вместе с МиГ-29К", — сказал Кожин. Он отметил, что МиГ-29К уже начинает поступать на флот, но пока они проходят только тренировочные полеты.

"Су-33 будут работать в дальней зоне ПВО, МиГ-29К будут закрывать среднюю зону, ближнюю зону будет закрывать корабельное ПВО", — сказал генерал.

Отвечая на вопрос РИА Новости, Кожин рассказал, что командование ВМС не планирует использовать самолет Як-130 для базирования на авианосце "Адмирал Кузнецов": "Оморячивание Як-130 не предусматривается. Нам достаточно самолетов МиГ и Су".

20.03.2015 Гончаров Сергей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Иванов Сергей пишет:
"Гончарову...
А Вы точно знаете, что Т10-3 был "полноценным"?))) Это даже был не серийный вариант, а так... опытное не понять чаго... А первый опытный Т10К-1 (бортовой номер 37) выполнил первый полет 17 августа 1987 года... Рекомендую почитать книгу А. Фомина "Су-33 корабельная эпопея"... Там все подробно разжевано...

Скажите уж, что надули "друзей" китайцев в истинно украинском стиле...)))"
1) Для "обратного инжиниринга" - да, вполне полноценный образец.
2) Мы бы их с удовольствием надули - тем более, что они нам не друзья - да не было возможности. Впрочем, изделие и его состояние было вполне адекватно цене - 2,8 млн. USD. + еще что-то причиталось за документацию, но сколько - я не знаю.

20.03.2015 APZ пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Текст: Геннадий Нечаев
=== «Сухов, говоришь?..» ©

Наблюдатели отмечают, что по основным параметрам китайский «Ляолин»
=== Принятое транслитерирование – «ЛяоНин».

… вполне соответствует кораблям советского проекта 1143,..
=== «Корабли советского проекта 1143» имели в/и в диапазоне 35-70 ктн. Так что там о проекте говорить трудно – нужно номер заказа указывать.
И было бы странно, если бы «китайский «Ляолин» по основным параметрам НЕ соответствовал пр. 1143.6. :)

...за исключением оборонительного вооружения, которое признается откровенно слабым, едва достаточным для самообороны,..
=== А какой смысл «вооружать до зубов» корабль, который считается учебным?

… хотя размеры и водоизмещение судна позволяют иметь на борту гораздо более мощный комплекс вооружений без ущерба для «самолетовместимости».
=== «Не все, что можно делать безнаказанно, следует делать» © :)

… приближенных по характеристикам к голландской ЗАУ Goalkeeper; по современным меркам эти пушки не выделяются ничем, кроме выдающейся скорострельности.
=== Нормальные пушки. Англичане и южнокорейцы не жалуются.

Отметим, что «Кузнецов» несет...
=== «Кузнецов» еще и «Граниты» несёт – и что с того. Такая уж у нас планида – иметь авианесущие корабли, непременно вооружённые по преферансному принципу «заклад на всё + на атомную войну». Начиная еще, почитай, с пр.1123.

Такой состав вооружений китайского корабля дает основания полагать, что в настоящее время он рассматривается не как полноценная боевая единица, а скорее, как опытный образец для отработки специфических систем авианосца и тренировок летного состава.
=== ИМХО, еще большее основание для такого предположения даёт то, что китайцы открытым текстом называют «Ляонин» учебным авианосцем. :)

Примечательно, что на индийском «однокласснике» «Кузнецова» – авианосце «Викрамадитья»,..
=== ППЦ.
1143.4 с его полным в/и 44,5 ктн является одноклассником 1143.5 (59+ ктн). Разница – всего лишь в 14,5 ктн. Эта "дельта" на крейсер потянет...

Это устройство не только позволяет самолетам стартовать с палубы со значительно большей нагрузкой, чем при старте с трамплина, но и ускоряет процедуру старта, позволяя поднять в воздух больше самолетов за единицу времени.
=== Заявление, основанное на весьма спорных расчётах. При равном количестве катапульт и стартовых позиций трамплина, а также при достаточной длине разбега, еще неизвестно, «кто кого сборет». ©
Англичане почему-то трамплина не испугались. Видимо, для них задача темпа подъема авиагруппы не стоит. :)

Представитель ВМС НОАК Ли Цзе тип катапульты уточнить тогда отказался, но пообещал, что катапульта на корабле будет обязательно. «Это зависит от уровня наших технологий. Если мы разработаем хорошую паровую катапульту, будет паровая, но если мы существенно продвинемся в разработке электромагнитной, нужен будет всего лишь шаг, чтобы перейти к ней», === Китайцы, самостоятельно создающие катапульту – это должно быть захватывающим зрелищем.
Запасаемся попкорном. :)

Большинству экспертов перспективный китайский авианосец также видится как развитие советского проекта,..
=== Полагаю, что если спросить экспертов из Невского ПКБ, они расскажут куда больше интересного. :)

...которые можно отнести к потомкам советского проекта 11436 («Кузнецов», «Викрамадитья» и «Ляолин»).
=== Аффтар в очередной раз жжот по поводу «систершипов».

Так для чего же было сделано недавнее заявление? Скорее всего, оно вызвано тем, что чуть ранее (23 февраля) о планах ускоренной достройки и ввода в строй третьего авианесущего корабля – «Вишал»...
=== Заседание клуба пикейных жилетов можно считать открытым. :)

...способны принимать многоцелевые палубные истребители МиГ-29К, а со временем и палубную версию легкого боевого самолета HAL Tejas Navy (первый из двух прототипов этого самолета совершил испытательный полет 7 февраля).
=== Tejas делали 25 лет – к моменту доводки палубной версии авианосцы уже будут списывать. :)

Из рассмотрения изложенных фактов самоочевидно следует вывод, что в южно-азиатском регионе началась региональная гонка морских вооружений.
=== Вообще-то она началась уже давно – просто автор этого не замечал. :)

На перспективу также имеются довольно удачные многоцелевые самолеты Tejas,..
=== Кгхм...

… примерно аналогичные по классу и возможностям китайским J-10.
=== Не потянет индус супротив китайца.

...до экспортных F-35; с этим у Нью-Дели, в отличие от Пекина, не будет проблем.
=== Да, за исключением финансовых. :)

Довершает картину индийского лидерства в области авианесущих кораблей одобренная, но не проведенная сделка о покупке в США самолетов управления и целеуказания E-2C Hawkeye, аналоги которых КНР еще только предстоит создать.
=== ИМХО, с учётом того, что «спорные территории» находятся в зоне досягаемости базовой авиации, для индийско-китайского «авианосного противостояния» это не слишком существенно.

С китайской стороны картина выглядит не столь радужно. Вероятно, решение о типе силовой установки для перспективных китайских авианосцев будет зависеть от решения индийской стороны по «Вишалу».
=== Опять пикейно-жилетничество... :)
Оно будет зависеть от возможностей китайской промышленности.

Т-10К-3 (третий прототип Су-33), который Киев в 2001 году и толкнул китайцам по принципу «не наше – не жалко» вместе с комплектом конструкторской документации.
=== РКД то откуда взялась? Ею каждый опытный самолёт комплектовали? :)

...одномоторной модификации (что не очень подходит для самолета, летающего над морем),..
=== Вот же американцы дураки со своими F-35В/С. Сказано же – «не очень походит». А они всё никак не угомонятся... :)

Текст: Геннадий Нечаев
=== Всё как всегда – куча ляпов и домыслов...

20.03.2015 APZ пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Гончаров Сергей: Для "обратного инжиниринга" - да, вполне полноценный образец.
=== Может, хватит художественным свистом заниматься?
Это был полноценный образец разве что для "обратного инжиниринга" посадочного гака - больше там ничего не было. :)

20.03.2015 Гончаров Сергей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

APZ пишет:
"Это был полноценный образец разве что для "обратного инжиниринга" посадочного гака - больше там ничего не было. :)"
Китайцы, довольно тщательно изучившие самолет перед покупкой, придерживались совершенно друого мнения. :)

21.03.2015 APZ пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Гончаров Сергей: Китайцы, довольно тщательно изучившие самолет перед покупкой, придерживались совершенно друого мнения. :)
***************
С такими "аргументами" вам на сайт газеты "Московский Богомолец" - здесь китайскую лапшу "Доширак" на уши повесить не удастся. :)

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.