SuperJet-100
Тема: SuperJet-100
To Jazz: насколько я понял, Вы более других знаете проект ССЖ изнутри: расскажите про ситуацию с двигателем, пожалуйста.
Также Вы упоминали про 'тим инжиниринг' - расскажите об этом более подробно - очень интересует
Дмитрий Жигалову:
PDM - платформа Team Centre Engineering (TcEng) – часть корпоративной информационной системы управления объединением. Реализация на КнААПО началась, кажется, с 2001 года.
Система TcEng - это программная оболочка, система управления проектами (базами данных, процессами и т.д.). Но благодаря встроенным в нее (или интегрированным с ней) блокам TcEng является универсальной средой для создания, хранения и управления всей конструкторской и технологической информацией.
Это продукт очень известного софт – разработчика – UGS The PLM Company ( её клиенты и Тойота и GM, и Боинг, в ней же создан и JSF ).
На предприятиях, причастных к производству SSJ, система внедрялась «директивно», по решению АХК. («Суховцы» сотрудничают с UGS где-то с середины 90-х). К счастью, на заводах холдинга нашлись спецы, которые смогли освоить и внедрить эту технологию.
Одновременно официально закупали «софт», готовили серверы и системщиков, обучали будущих пользователей ( прежде всего, конечно, вновь поступающих молодых специалистов - конструкторов, технологов). Учили в заводском УПК - сначала приезжали лекторы, затем сформировали собственный штат компетентных преподавателей. ( В местном Политехническом университете, на самолетостроительном, тоже сразу же скорректировали учебную программу )
Войти в систему может любой, допущенный (аттестованный) к такой работе, с любого заводского терминала. (На КнААПО – приличная корпоративная сеть). Тут, кстати, пока есть проблема: при закупке дистрибутива «оплачено» конкретное число пользователей (рабочих мест), и если пул уже набран, войти не удастся, придется ждать.
Наиболее популярное («известное в народе») в TcEng - приложение Unigraphics NX (того же разработчика), это вульгарно выражаясь - 3D «рисовалка» , комплексная CAD (проектирование) / CAM (технология) / CAE (анализ) система.
В ней можно нарисовать что угодно «в объеме», без проблем оперируя агрегатами, подсборками, деталями ( как угодно их вращая и компонуя), подыскать в базе крепеж, сделать программу для ЧПУ-станка и т.д и т.п.
Используются и другие блоки, например очень популярная CAD/CAM/CAE система CATIA. Возможна работа с чертежами других программ –проектировщиков (например есть быстрый выход на консоль старого доброго AutoCad), или конвертация файлов из одного «инженерного» формата в другой.
………………..
На КнААПО с TeamCenter скооперирована еще одна очень важная система: АСУ BAAN IV Aerospace & Defense (управление материально – техническими ресурсами).
Это, как Вы, конечно поняли, уже логистика: от учета всей номенклатуры покупных и собственных комплектующих (наличие на складах и движение в производстве) до исполнения финансовых расчетов с поставщиками. Система BAAN, ко всему прочему, сильно ограничивает возможности потенциальных воров ( в ней как бы непрерывно производится учет и ревизия).
Сюда же интегрировали использовавшуюся ранее на заводе систему «ФИНАНСЫ – ЛадаСофт» (это бухгалтерия, видимо, вазовцы первые освоили, не знаю точно)
Почти готово «подключение» и блока послепродажной логистики.
…………………….
Проектирование на ГCC происходит именно в этой среде. Электронные модели и на филиалы поступают в электронном виде (сначала возили диски, теперь есть сеть, кажется «оптика»). Наверное, не все, что функционально предусмотрено, реализовано. Вроде бы, пока не используется сетевое визирование и согласование («электронная подпись»).
………………
В использовании этого продукта «суховцы» в отрасли и, тем более, в стране не первые, но может быть сегодня продвинулись дальше других в масштабности, полноте использования.
Приношу извинения за длинный и нудный пост.
Дмитрий Жигалову:
Все-таки необходимо еще одно добавление.
Может возникнуть вопрос: как ко всем этим «капиталистическим штучкам»(электронным моделям) относится «консервативная» часть производственников – рабочие и мастера «старой школы»?
По-разному, многие очень недоверчиво.
Ну как же, всю жизнь перед носом висел плакат: «Ни минуты без дела, ни шагу без чертежа»! А тут нет никакого привычно-замызганного чертежа-портянки, а есть терминал в тех. бюро! Да и понять людей можно, в чертеж нужно иногда заглядывать ежеминутно, да и сидя где-нибудь на киле, к терминалу не набегаешься….
Для таких ситуаций можно распечатать с ЭМ какие угодно эскизы, в любом ракурсе и масштабе, в одиночку или с соседними деталями (да хоть вид «изнутри»!). В общем, придется привыкать!
Спасибо большое за столь подробный ответ. Насколько я понял Team Centre Engineering - комплексная система Product Data Management, которая интегрирована с CAD-CAM-CAE + MRP2 (АСУ BAAN IV Aerospace & Defense) + финансы.
Вы сказали, что там реализована система управления проектами, то есть там же проводится планирование всех работ по ССЖ и !?
А есть ли в составе этой системы совместная работа с документами по сети? Обсуждения по проектам, злободневным темам? Например, от Lotus?
хотел написать "планирование всех работ по ССЖ и бюджетирование"?
Дмитрий Жигалову:
Именно в планирование всех работ и проявятся все преимущества "TcEng".
Заложена, конечно, и оптимизация по бюджету, причем по всем этапам: как разработка (консоль «Проектирование на заданную стоимость»), так и производство (режим «Оптимизация пр. затрат») и послепродажные дела ( «Оптимизация стоимости рисков»).
По документам: есть суб.программа «Документооборот», для любых типов документов (как для обычных, произвольных, (напр. «служебки») так и для типовых, формализованных (нормы, инструкции, бюллетени и т.д.)
По обсуждение проектов: в блоке TcEng Communiti есть возможность проведения конференций ( конс. «Conference Workspace») и панель «Управление идеями» (конс. «My Idea List»)
По совместимости с продуктом Lotus, не знаю (врать не хочу). Думаю стыкуется, если, например, по документообороту реализована интеграция даже с MS Office.
…………
Много хорошего в Team Centre Eng, но вот насколько полно используется эта платформа – вопрос к сотрудникам ГСС, думаю, что используется далеко не все.
По стилю описания (на уровне домохозяйки), Вы наверняка, поняли, что это - «не совсем моё». Действительно, «моё» - это собственно самолеты (производство). Поэтому – «не осудите, товарищи!»
Но если Вас интересует что-то конкретное по TcEng, нет проблем, можно узнать у спецов.
Появляется все больше информации, что разбившийся в Домодедово Ан-12 вез груз для SSJ на КнААПО. Это правда?
Правда.В Братске они должны были лишь переночевать.
а что везли?
http://www.avia.ru/forum/2/7/1972461296735952609121185674627_1.shtml?topiccount=429
лист 1, пост 2
спасибо
to Jazz: Меня интересует как раз насколько активно используется система на предприятии. Потому что по таким системам есть плачевная статистика, что возможности используются где-то на 10-20%. Также интересно узнать, какие ещё заводы и КБ создали такую же интегрированную систему управления предприятием? И насколько опыт на одних заводах (КБ) можно переносить на другие заводы (КБ). Это также актуально для вопроса объединения всех КБ (так называемый перенос в Жуковский), ведь там должна идти речь об объединении "информационной среды", а вообще нужно вести и вопрос объединения "знаниевой среды" (эпистемологического окружения). Моя тема...
Теперь о пользе программы SSJ для производства (даже если сам проект вдруг «завязнет»):
Сделано много приобретений, например часто упоминаемые клепальные автоматы «IPAC» ( BROTJE Gmbh). (Один уже работает, второй монтируется, всего их будет пять).
Автомат собирает не самолет целиком, конечно, он работает с отдельными агрегатами, например с панелями фюзеляжа, центроплана или ОЧК.
Внутренние секции фюзеляжа SSJ (цилиндрические, Ф2, Ф3, Ф4 ) состоят из 4-х панелей каждая (верхняя, нижняя, левая и правая). На технологической (направляющей) раме раскладывается силовой набор (секции стрингеров, шпангоутов), обшивка, все это скрепляется по нескольким контрольным точкам технологическим крепежом (пока никакой клепки!), и эта, быстро собранная на «живую нитку», конструкция вместе с рамой помещается в «IPAC». Автомат, в соответствии с программой, торцует кромки, сверлит, зенкует, если надо - впрыскивает герметик, расставляет заклепки (если надо – предварительно их тестирует), обжимает. Затем рама отсоединяется от панели. Лазерная нивелировка. Все. Панели готовы к сборке секции.
Все очень качественно и быстро. Никаких «ступенек», «перемычек» и «хлопунов». Никакого грохота и визга.
И ещё: не будет никакой глухоты и виброболезней (некроза тканей) в 45 лет! И руки у пенсионеров – клепальщиков не будут мерзнуть уже в сентябре.
(Ну это, для кого-то, возможно несущественно - пусть проклятые евреи и американцы живут до 80-ти лет, а русскому человеку и 58 хватит. Заодно и государство на пенсии сэкономит…)
Интересны линии обработки «длинномеров» (например стрингеров).
20-ти метровая заготовка, быстро протягиваясь, на ходу профилируется (малкование, подсечки и пр.), сверлится, секунды - и можно на гальванику .
Бывает и так:
Журналисты писали, как о «прорыве», о внедрении технологии (отечественной!) дробометного упрочнения поверхности (нагартовку посредством бомбардирования стальными шариками.) Вещь, несомненно, очень хорошая, но новая она именно для КнААПО, в «Иркуте» используется уже лет 10-ть, а первым ее освоил, кажется, еще Миль в Люберцах, в 60-х.
Или автомат раскроя теплозащиты (раньше тетки ножницами вырезали, как Бог на душу положит, глотая при этом мин.ватную пыль и зарабатывая силикоз). Приехали иностранцы (скандинавы, кажется), смонтировали, настроили стол.
На прощанье оператор компьютера (шоу для публики) быстро нарисовал что-то навроде ромашки, нажал «Enter», ножи молниеносно нарезали пачку таких ромашек из впятеро сложенной трехслойной защитной ткани, туго притянутой к столу вакуумной системой. Бурные аплодисменты…
Восторженно рассказываю об этом товарищу, а он мне сочувственно сообщает, что на городской швейной фабрике такая технология (автораскрой по электронным лекалам) внедрена еще в 90-х (оборудование, правда, японское, «JUKI»).
………………
Короче говоря, «под SSJ» завод здорово обновился. Искренно желаю этого и всем остальным коллегам – авиастроителям!
2 Jazz
Называйте меня занудой, но не могу сдержаться. Вы забыли сказать про то, что IPAC еще сам фрезерует заклепки (!). На верхней клепальной головке расположены сразу и сверлильный, и фрезерный шпиндели. Просто с последним столько геморрррроя было, что про него забыть никак не можно. И заклепки он не тестирует, а сортирует = отличает один ГОСТ от другого. А то начальники все третировали немцев, мол, пусть он у вас отклонение по цилиндричности и т.п. сам меряет, а мы контроль качества отменим, автоматизация, блин.
Все, простите за доколупывательство, и спасибо, что делитесь с аудиторий своей недюжинной информированностью. На этой ветке у Вас самые толковые посты, поэтому резануло, когда Вы поддержали непроверенные слухи:
Появляется все больше информации, что разбившийся в Домодедово Ан-12 вез груз для SSJ на КнААПО. Это правда?
Правда. В Братске они должны были лишь переночевать.
Земля пухом экипажу, и в сущности не имеет значения, что за груз… Но для SSJ там не было ничего, факт. И полагаю, Сухие не стали бы молчать, для них форс-мажор разве не повод?
2 Camera Obscura:
По тестированию на «IPAC»: там есть что-то вроде режима пробной клепки разными типапоразмерами (или из разных партий ?), затем разрезают, смотрят на «заполняемость», на разрыв, и выбирают.
По вопросу об Ан-12, признаюсь, ответил «не глядя» ( подтвердил, что он шел в Комсомольск, а на слова «груз для SSJ» не обратил внимания.). Не могу не подтвердить, не опровергнуть.
Но в возникшую на ветке версию катастрофы Ан-12 как «организации обоснованного форс-мажора для SSJ» я не верю, честно говорю. Просто «организм» ее «не принимает». Наверное, недостаточно циничен или радикален.
Ну и посудите сами: что такого могли везти (среди этих 9 тонн), чтобы серьезно тормознуть проект? КнАФ ГСС еще вовсю работает с планером, с ОЧК, оперением, им не до ПКИ. Двигатели ( с гондолами), например, обещали лишь в конце августа.